Понедельник, 2024-05-20, 10:21 AM
«Наше призвание — помогать детям!»
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Рабочие моменты
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Обратная связь
Ребята пробовали устроить настоящий "Листопад" из осенних листьев (липа, дуб, берёза, клён)

Это заготовки из магнитного винила с клеевым слоем. Я заказывала на Wildberries в формате 9х5см. Они есть разных форматов. Можно брать большими листами, легко нарезается обычными ножницами

Мягкие зелёные губки и твёрдые синие кубики — ловко придумано. Подключили тактильные ощущения. Наверняка ребятам нравится с ними работать!

Да, дети часто делают ошибки в окончаниях прилагательных. Полезная игра

Знакомые картинки! И понятное описание. Удобно вы оформили

На картон приклеены магниты? Оригинально! Где такие можно найти?

На что ребята так усердно дуют? biggrin


Здорово! Все слова легкие для того, чтобы ребёнок сам мог их напечатать. Плюс ориентировка в пространстве

Воспроизводить голоса птиц — это вы интересно придумали!

Главная » Статьи » Для закрепления » По лексическим темам

Лексическая тема "Птицы"

Тема: Птицы (зимующие и перелётные)

Расширение словарного запаса детей:
Названия: грач, жаворонок, скворец, скворчиха, гусь, гусыня, утка, селезень, ласточка, соловей, лебедь, кукушка, трясогузка, стриж, аист, цапля, журавль, вершина, дерево, сад, роща, ветка, пруд, река, озеро, болото, гнездо, яйца, скворечник, птенцы, корм (семена, ягода, рыба, лягушка), перелет, крик, клюв, туловище, длина ног, клюв, длина шеи, крылья, оперенье, хвост, голова, глаз, лапки, перепонки, стая, косяк, клин, караван; кормушка, снегирь, синица, ворона, сорока, воробей, дятел
Признаки: перелетные, водоплавающие, болотные, лесные, дикие, хищные, быстрые, проворные, голосистые, трудолюбивые, веселые, дружные, задорные, звонкие, заботливые, черный, белый, крупный, мелкий, певчие, прожорливые, острый, длинный, короткий, пушистый, важный, гордый, длинноногий, высокий, долгий, трудный, тяжёлый, изогнутая, выгнутая, сплющенный, треугольный; красногрудый, желтогрудая, шустрая, чернокрылый
Действия: летать, возвращаться, кормить, выводить, вить, клевать, вылавливать, заглатывать, щебетать, крякать, курлыкать, заливаться, гоготать, шипеть, садиться, прыгать, ходить, пить, ловить, кружить, парить, опускаться, взлетать, нырять, грести, чистить; зимовать, добывать, чирикать

1

Повторите поговорку: тихо-громко, быстро-медленно, радостно-грустно:
Увидел грача – весну встречай!

2

Подвижная игра «Веснянка»
Солнышко, солнышко, золотое донышко.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло. (идут по кругу, взявшись за руки)

Побежал в саду ручей, (бегут по кругу)
Прилетели сто грачей, («летят» по кругу)
А сугробы тают, тают, (Медленно приседают)
А цветочки подрастают. (тянутся на цыпочках, руки вверх)

3

Упражнение « Кто как голос подаёт?»

Ворона – каркает, воробей – чирикает, сова – ухает,

голубь – воркует, синица – тинькает.

4

Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы»
Сколько птиц к кормушке нашей прилетело? Мы расскажем. (Ритмично сжимать и разжимать кулачки)

Две синицы, воробей, Шесть щеглов и голубей, Дятел в пёстрых пёрышках,
(На каждое название птицы загибать по одному пальчику) Всем хватило зёрнышек.

5

Пальчиковая гимнастика «Перелётные птицы»
Тили-тели, тили-тели – С юга птицы прилетели!
(скрещивают большие пальцы, машут ладошками)

Прилетел к нам скворушка – Серенькое пёрышко.

Жаворонок, соловей торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж, Аист, ласточка и чиж –

(поочерёдно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки)

Все вернулись, прилетели, (снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками)

Песни звонкие запели! (указательным и большим пальцами делают клюв – «птицы поют»)

6

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»

Птенец – птенчик

Перо – пёрышко

Голова – головка, головушка

Соловей – соловушка

Жаворонок – жаворонушек

Крыло – крылышко

Скворец – скворушка

Лебедь – лебёдушка

Гнездо – гнёздышко

Аист – аистёнок

Цапля – цапелька

7

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе «Назови детёныша» (6-8 лет)

Грач – грачонок – грачата

Аист – аистёнок – аистята

Журавль – журавлёнок – журавлята

Кукушка – кукушонок – кукушата

Скворец – скворчонок – скворчата

8

Образование притяжательных прилагательных «Скажи какая стая?» (6-8 лет)

Клин лебедей – лебединый

Караван журавлей – журавлиный

Стая уток – утиная

Стая грачей – грачиная

Стая соловьёв – соловьиная

9

Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах «Один - много»

Грач – грачи – грачей

Птица – птицы – птиц

Стриж – стрижи – стрижей

Аист – аисты – аистов

Жаворонок – жаворонки – жаворонков

Скворец – скворцы – скворцов

Трясогузка – трясогузки – трясогузок

Журавль – журавли – журавлей

Ласточка – ласточки – ласточек

Соловей – соловьи – соловьёв

Кукушка – кукушки – кукушек

Яйцо – яйца – яиц

Птенец – птенцы – птенцов

Гнездо – гнёзда – гнёзд

10

Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы»

Прилетайте, птички! («зовущие» движения пальцев)

Сала дам синичке. (4раза-«режущие» движения одной ладони по другой)

Приготовлю крошки (пальцы щепоткой – «крошим хлеб» тереть подушечки пальцев друг о друга)

Хлебушка немножко

Эти крошки – голубям, (вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью)

Эти крошки – воробьям. (то же – левой рукой)

Галки да вороны, Ешьте макароны! (тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»)

11

Игра «Четвёртый лишний»

Тили-тели, тили–тели.

Птицы в гости прилетели.

Лебедь, грач, пингвин, ворона

Расшумелись, как драконы.

Чтобы птицы замолчали,

Вы бы лишнюю назвали!

12

Подвижная игра «Вороны». Цель: упражнять детей в правильном произношении [р] во фразовой речи

Дети делятся на три группы:

1 гр. становится в круг и, опустив руки, говорят: «Как под ёлочкой зелёнок скачут, каркают вороны»

2 гр. – «вороны», прыгает в круг и каркает: «Кар – кар – кар».

1 гр. – «Из-за корочки подрались, во всё горло раскричались»

2 гр. – «Кар – кар – кар».

1 гр. – «Вот собаки прибегают, и вороны улетают»

3 гр. – вбегает, изображая собак, и с рычанием «Р-р-р» гонится за воронами, которые улетают в своё гнездо (заранее отведенное место)

Пойманные «вороны» становятся «собаками»

13

«Зимующие птицы». Насыпаем в кружку сухой горох (фасоль, …). Ребёнок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку:

Снегирь, и сорока, и клёст и синицы –

Зимуют у нас эти чудные птицы.

И, чтоб они жили по-прежнему с нами,

Мы будем кормить их, конечно же, сами.

14

Стихотворение «Синица» (А.Барто)

Скачет шустрая синица, Ей на месте не сидится.

Прыг-скок, прыг-скок, Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку, почесала клювом грудку.

И с дорожки на плетень, тири-тири, тень-тень-тень.

15

Стихотворение про снегирей (А.Прокопьев)

Выбегай поскорей, посмотри на снегирей!

Прилетели, прилетели! Стайку встретили метели,

А Мороз-красный нос им рябинки принёс,

Хорошо угостил, хорошо подсластил

Зимним вечером поздним ярко-алые грозди.

16

Загадки

Странный доктор есть на свете,

Он деревья лечит, дети.

- Где болит? Тук-тук!

А, нашёл. Тут, тут (дятел)

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды,

С первым снегом тут как тут (Снегирь)

Черный, проворный, кричит «Крак!» Червякам враг. (Грач)

Я проворна, легкокрыла, хвост раздвоен, словно вилы.

Если я летаю низко, значит, дождик где-то близко (Ласточка)

На шесте дворец, во дворце певец, а зовут его … (Скворец)

На шесте – веселый дом с круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети, дом качает ветер.

На крыльце поёт отец – он и лётчик и певец. (Скворец)

На одной ноге стоит, в воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад – Ищет в речке лягушат. (Цапля)

Кто без нот и без свирели лучше всех выводит трели?

Голосистее, нежней? Кто же это? … (Соловей)

17

Подбор соответствующего понятия «Кто как кричит?» (6-8 лет)

Ласточка – щебечет

Грач – кричит «гра», «крак»

Соловей – заливается, свистит, щелкает

Кукушка – кукует

Журавль – курлычет

Жаворонок – звенит

18

Составление описательного рассказа о птицах (по плану):

1) Кто это?
2) Какая это птица (перелетная, зимующая);

3) Внешний вид (размер, окраска перьев, особенности строения: длина ног, шеи, форма клюва);

4) Чем питается?

5) Как поёт, где зимует, как выращивает своих птенцов?

19

Наглядность:

Сюжетная картина «Зимующие птицы»

Серия сюжетных картин «Скворечник»

Пересказ рассказа «Лебеди» с использованием сюжетных картин (связная речь)

Рассказ «Цапля» (ил.9) («Будем говорить правильно», Нищева. – с.25)

Рассказ «Лебеди» (ил.36) («Будем говорить правильно», Нищева. – с.102)

Категория: По лексическим темам | Добавил: bronskova (2015-09-01)
Просмотров: 3923 | Комментарии: 2 | Теги: словарь, игры и упражнения, словообразование, словоизменение, связная речь
Всего комментариев: 2
avatar
1 matveshka1975 • 1:10 PM, 2020-11-24
Хороший конспект. Спасибо.
avatar
0
2 bronskova • 3:57 PM, 2022-11-22
Это не конспект, а методическое наполнение для конспектов, из которого можно провести несколько занятий на данную лексическую тему
avatar
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
Полезные сайты
  • Сайт МБДОУ №72 г.Орла
  • Актуальный сайт МБДОУ №72 г.Орла
  • Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
  • Тэги материалов
    Поиск
    Copyright bronskova.ucoz.com � 2024