Тема: Птицы (зимующие и перелётные)
|
Расширение словарного запаса детей:
Названия: грач, жаворонок, скворец, скворчиха, гусь, гусыня, утка, селезень, ласточка, соловей, лебедь, кукушка, трясогузка, стриж, аист, цапля, журавль, вершина, дерево, сад, роща, ветка, пруд, река, озеро, болото, гнездо, яйца, скворечник, птенцы, корм (семена, ягода, рыба, лягушка), перелет, крик, клюв, туловище, длина ног, клюв, длина шеи, крылья, оперенье, хвост, голова, глаз, лапки, перепонки, стая, косяк, клин, караван; кормушка, снегирь, синица, ворона, сорока, воробей, дятел
Признаки: перелетные, водоплавающие, болотные, лесные, дикие, хищные, быстрые, проворные, голосистые, трудолюбивые, веселые, дружные, задорные, звонкие, заботливые, черный, белый, крупный, мелкий, певчие, прожорливые, острый, длинный, короткий, пушистый, важный, гордый, длинноногий, высокий, долгий, трудный, тяжёлый, изогнутая, выгнутая, сплющенный, треугольный; красногрудый, желтогрудая, шустрая, чернокрылый
Действия: летать, возвращаться, кормить, выводить, вить, клевать, вылавливать, заглатывать, щебетать, крякать, курлыкать, заливаться, гоготать, шипеть, садиться, прыгать, ходить, пить, ловить, кружить, парить, опускаться, взлетать, нырять, грести, чистить; зимовать, добывать, чирикать
|
1
|
Повторите поговорку: тихо-громко, быстро-медленно, радостно-грустно:
Увидел грача – весну встречай!
|
2
|
Подвижная игра «Веснянка»
Солнышко, солнышко, золотое донышко.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло. (идут по кругу, взявшись за руки)
Побежал в саду ручей, (бегут по кругу)
Прилетели сто грачей, («летят» по кругу)
А сугробы тают, тают, (Медленно приседают)
А цветочки подрастают. (тянутся на цыпочках, руки вверх)
|
3
|
Упражнение « Кто как голос подаёт?»
Ворона – каркает, воробей – чирикает, сова – ухает,
голубь – воркует, синица – тинькает.
|
4
|
Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы»
Сколько птиц к кормушке нашей прилетело? Мы расскажем. (Ритмично сжимать и разжимать кулачки)
Две синицы, воробей, Шесть щеглов и голубей, Дятел в пёстрых пёрышках,
(На каждое название птицы загибать по одному пальчику) Всем хватило зёрнышек.
|
5
|
Пальчиковая гимнастика «Перелётные птицы»
Тили-тели, тили-тели – С юга птицы прилетели!
(скрещивают большие пальцы, машут ладошками)
Прилетел к нам скворушка – Серенькое пёрышко.
Жаворонок, соловей торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж, Аист, ласточка и чиж –
(поочерёдно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки)
Все вернулись, прилетели, (снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками)
Песни звонкие запели! (указательным и большим пальцами делают клюв – «птицы поют»)
|
6
|
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»
Птенец – птенчик
Перо – пёрышко
Голова – головка, головушка
Соловей – соловушка
Жаворонок – жаворонушек
Крыло – крылышко
Скворец – скворушка
Лебедь – лебёдушка
Гнездо – гнёздышко
Аист – аистёнок
Цапля – цапелька
|
7
|
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе «Назови детёныша» (6-8 лет)
Грач – грачонок – грачата
Аист – аистёнок – аистята
Журавль – журавлёнок – журавлята
Кукушка – кукушонок – кукушата
Скворец – скворчонок – скворчата
|
8
|
Образование притяжательных прилагательных «Скажи какая стая?» (6-8 лет)
Клин лебедей – лебединый
Караван журавлей – журавлиный
Стая уток – утиная
Стая грачей – грачиная
Стая соловьёв – соловьиная
|
9
|
Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах «Один - много»
Грач – грачи – грачей
Птица – птицы – птиц
Стриж – стрижи – стрижей
Аист – аисты – аистов
Жаворонок – жаворонки – жаворонков
Скворец – скворцы – скворцов
Трясогузка – трясогузки – трясогузок
Журавль – журавли – журавлей
Ласточка – ласточки – ласточек
Соловей – соловьи – соловьёв
Кукушка – кукушки – кукушек
Яйцо – яйца – яиц
Птенец – птенцы – птенцов
Гнездо – гнёзда – гнёзд
|
10
|
Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы»
Прилетайте, птички! («зовущие» движения пальцев)
Сала дам синичке. (4раза-«режущие» движения одной ладони по другой)
Приготовлю крошки (пальцы щепоткой – «крошим хлеб» тереть подушечки пальцев друг о друга)
Хлебушка немножко
Эти крошки – голубям, (вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью)
Эти крошки – воробьям. (то же – левой рукой)
Галки да вороны, Ешьте макароны! (тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»)
|
11
|
Игра «Четвёртый лишний»
Тили-тели, тили–тели.
Птицы в гости прилетели.
Лебедь, грач, пингвин, ворона –
Расшумелись, как драконы.
Чтобы птицы замолчали,
Вы бы лишнюю назвали!
|
12
|
Подвижная игра «Вороны». Цель: упражнять детей в правильном произношении [р] во фразовой речи
Дети делятся на три группы:
1 гр. становится в круг и, опустив руки, говорят: «Как под ёлочкой зелёнок скачут, каркают вороны»
2 гр. – «вороны», прыгает в круг и каркает: «Кар – кар – кар».
1 гр. – «Из-за корочки подрались, во всё горло раскричались»
2 гр. – «Кар – кар – кар».
1 гр. – «Вот собаки прибегают, и вороны улетают»
3 гр. – вбегает, изображая собак, и с рычанием «Р-р-р» гонится за воронами, которые улетают в своё гнездо (заранее отведенное место)
Пойманные «вороны» становятся «собаками»
|
13
|
«Зимующие птицы». Насыпаем в кружку сухой горох (фасоль, …). Ребёнок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку:
Снегирь, и сорока, и клёст и синицы –
Зимуют у нас эти чудные птицы.
И, чтоб они жили по-прежнему с нами,
Мы будем кормить их, конечно же, сами.
|
14
|
Стихотворение «Синица» (А.Барто)
Скачет шустрая синица, Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок, Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку, почесала клювом грудку.
И с дорожки на плетень, тири-тири, тень-тень-тень.
|
15
|
Стихотворение про снегирей (А.Прокопьев)
Выбегай поскорей, посмотри на снегирей!
Прилетели, прилетели! Стайку встретили метели,
А Мороз-красный нос им рябинки принёс,
Хорошо угостил, хорошо подсластил
Зимним вечером поздним ярко-алые грозди.
|
16
|
Загадки
Странный доктор есть на свете,
Он деревья лечит, дети.
- Где болит? Тук-тук!
А, нашёл. Тут, тут (дятел)
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды,
С первым снегом тут как тут (Снегирь)
Черный, проворный, кричит «Крак!» Червякам враг. (Грач)
Я проворна, легкокрыла, хвост раздвоен, словно вилы.
Если я летаю низко, значит, дождик где-то близко (Ласточка)
На шесте дворец, во дворце певец, а зовут его … (Скворец)
На шесте – веселый дом с круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети, дом качает ветер.
На крыльце поёт отец – он и лётчик и певец. (Скворец)
На одной ноге стоит, в воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад – Ищет в речке лягушат. (Цапля)
Кто без нот и без свирели лучше всех выводит трели?
Голосистее, нежней? Кто же это? … (Соловей)
|
17
|
Подбор соответствующего понятия «Кто как кричит?» (6-8 лет)
Ласточка – щебечет
Грач – кричит «гра», «крак»
Соловей – заливается, свистит, щелкает
Кукушка – кукует
Журавль – курлычет
Жаворонок – звенит
|
18
|
Составление описательного рассказа о птицах (по плану):
1) Кто это?
2) Какая это птица (перелетная, зимующая);
3) Внешний вид (размер, окраска перьев, особенности строения: длина ног, шеи, форма клюва);
4) Чем питается?
5) Как поёт, где зимует, как выращивает своих птенцов?
|
19
|
Наглядность:
Сюжетная картина «Зимующие птицы»
Серия сюжетных картин «Скворечник»
Пересказ рассказа «Лебеди» с использованием сюжетных картин (связная речь)
Рассказ «Цапля» (ил.9) («Будем говорить правильно», Нищева. – с.25)
Рассказ «Лебеди» (ил.36) («Будем говорить правильно», Нищева. – с.102)
|
|