Здравствуйте, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется опыт моей работы по использованию специальных игр и упражнений для развития предметного словаря детей.
Константин Дмитриевич Ушинский сказал:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». И именно эти слова легли в основу моей работы.
Всем известно, что важную роль в развитии речи детей дошкольного возраста играют различные игровые виды взаимодействия.
Анализируя эффективность игр и упражнений на формирование словаря детей, следует выделить, в первую очередь, дидактические игры. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра служит одним из основных средств развития речи детей. Она помогает усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической игры повышает интерес детей к речи, сосредотачивает внимание.
Характерная особенность дидактической игры – связь учебных элементов с элементами игры. Дети должны всегда чувствовать, что они играют, а не учатся.
Дидактические игры подразделяются на игры с предметами, настольно – печатные, словесные.
Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы, объекты природы. Я учу детей воображать, представлять и фантазировать, а потом правильно об этом рассказывать. Используя специальные задания в дидактических играх, можно развить и речь, и мышление.
Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определённые роли, например продавца или покупателя и т. д. Играя, ребенок ведет диалог с другими детьми, тем самым активизирует свои знания по определенной лексической теме (Например, «Посуда», «Профессии», «Продукты» и тд.). Игры-инсценировки помогают уточнить представления детей о значении слов. Педагог в процессе игры вводит всё новые слова, ребенок непроизвольно их запоминает и уже знает их назначение, исходя из игровой ситуации. Сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки помогают детям почувствовать, принять и понять мир, поделиться впечатлениями.
Важно обеспечить для детей оптимальные условия для развития и решения речевых проблем. Оборудование группы, дидактические пособия и различные макеты. Вот некоторые из них:
- Макеты в виде кукол для игры «Наряди на прогулку». Из набора зимней и летней одежды, обуви и головных уборов детям предлагается выбрать нужные для определенного сезона. Картинки-символы «солнце» и «снежинка» являются подсказкой.
- В игре «В ателье на примерке» используется макет платья и дополнительные его части: рукав, воротник, пояс. Детям предлагается назвать части платья. Вариант игры «Чего нет у платья?».
Другим видом дидактических игр являются настольно-печатные игры, которые разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. К данному виду относятся различные типы лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, складные кубики и т. п.
- Например, игра «Чайник разбился». Детям предлагается собрать разрезную картинку «Чайник» и назвать его составные части: донышко, крышка, ручка, носик, стеночки.
Третий вид дидактических игр – словесные игры. Они отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Подбор речевого и дидактического материала для проведения игр на занятиях осуществляется с учетом возрастных особенностей детей, опирается на непосредственную связь с лексической темой занятия.
Помимо дидактических игр на фронтальных и индивидуальных занятиях активно использую двигательные упражнения. Все они обобщены и классифицированы в моей картотеке двигательных упражнений. Это такие виды взаимодействия с детьми как: физкультминутки, динамические паузы, игры-сказки, связанные с развитием мелкой моторики, пальчиковые игры.
Физкультминутка, как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снижения напряжения и утомляемости. Мы вместе с воспитателями использовали традиционные физкультминутки в сочетании движений с речью детей. Такая форма подачи речевого материала положительно влияет на слуховое восприятие, способствует запоминанию текста, расширению словаря.
- Например пальчиковая гимнастика «Мебель». Для лучшего запоминания материала подключаю наглядность в виде картинки-гармошки. Мебель я начну считать: кресло стол, диван, кровать, полка, тумбочка, буфет, шкаф, комод и табурет. Десять пальчиков зажали, много мебели назвали. Пальцы обеих рук поочерёдно сжимаются в кулачок на каждое название предмета мебели. Здесь же можно отработать образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в игре «Назовём мебель ласково»
В индивидуальной работе важно быть с ребенком вместе. Только так он поймёт, что он не один со своими проблемами. Доверие, понимание – основные акценты индивидуальной работы. И именно это приносит максимальный результат.
В формировании предметного словаря детей обязательна совместная работа с воспитателями и родителями. Наиболее сложно всегда объяснить родителям особенности речевого развития детей и их роли в этом. Для консультирования родителей мною был разработан цикл консультаций, а также совместных игр и упражнений.
Специальные упражнения позволяют заинтересовать ребенка, мотивировать его на понимание задания. Специальные наглядные пособия и игры позволяют развить у детей любознательность и желание говорить правильно и красиво.
Использование детского творчества в логопедической работе расширяет диапазоны общения ребенка со сверстниками и взрослыми, учит представлять свое творчество, комментировать свои действия и результат. Эффективно влияет на развитие речи детей интеграция в детское экспериментирование с формой, цветом, величиной, окружающим миром и с собой.
«Специальность» игр и упражнений в том, что они подбираются и адаптируются к конкретному ребенку, к конкретной речевой проблеме и ситуации. Упражнения для речевой социализации учат детей любить окружающий мир и окружающих людей, делиться своими чувствами и, самое главное - не бояться быть не понятыми. Речь, сопровожденная движением, запоминается надолго и заряжает энергией. Спасибо за внимание!
|