Среда, 2025-01-08, 11:32 PM
«Наше призвание — помогать детям!»
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Рабочие моменты
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Обратная связь
Ребята пробовали устроить настоящий "Листопад" из осенних листьев (липа, дуб, берёза, клён)

Это заготовки из магнитного винила с клеевым слоем. Я заказывала на Wildberries в формате 9х5см. Они есть разных форматов. Можно брать большими листами, легко нарезается обычными ножницами

Мягкие зелёные губки и твёрдые синие кубики — ловко придумано. Подключили тактильные ощущения. Наверняка ребятам нравится с ними работать!

Да, дети часто делают ошибки в окончаниях прилагательных. Полезная игра

Знакомые картинки! И понятное описание. Удобно вы оформили

На картон приклеены магниты? Оригинально! Где такие можно найти?

На что ребята так усердно дуют? biggrin


Здорово! Все слова легкие для того, чтобы ребёнок сам мог их напечатать. Плюс ориентировка в пространстве

Воспроизводить голоса птиц — это вы интересно придумали!

Главная » Статьи » Педагогам

Специальные игры и упражнения для развития предметного словаря детей с речевыми нарушениями

     Здравствуйте, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется опыт моей работы по использованию специальных игр и упражнений для развития предметного словаря детей.
     Константин Дмитриевич Ушинский сказал:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». И именно эти слова легли в основу моей работы.
     Всем известно, что важную роль в развитии речи детей дошкольного возраста играют различные игровые виды взаимодействия.
     Анализируя эффективность игр и упражнений на формирование словаря детей, следует выделить, в первую очередь, дидактические игры. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра служит одним из основных средств развития речи детей. Она помогает усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической игры повышает интерес детей к речи, сосредотачивает внимание.
     Характерная особенность дидактической игры – связь учебных элементов с элементами игры. Дети должны всегда чувствовать, что они играют, а не учатся.
     Дидактические игры подразделяются на игры с предметами, настольно – печатные, словесные.

    Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы, объекты природы. Я учу детей воображать, представлять и фантазировать, а потом правильно об этом рассказывать. Используя специальные задания в дидактических играх, можно развить и речь, и мышление.
     Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определённые роли, например продавца или покупателя и т. д. Играя, ребенок ведет диалог с другими детьми, тем самым активизирует свои знания по определенной лексической теме (Например, «Посуда», «Профессии», «Продукты» и тд.). Игры-инсценировки помогают уточнить представления детей о значении слов. Педагог в процессе игры вводит всё новые слова, ребенок непроизвольно их запоминает и уже знает их назначение, исходя из игровой ситуации. Сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки помогают детям почувствовать, принять и понять мир, поделиться впечатлениями.
     Важно обеспечить для детей оптимальные условия для развития и решения речевых проблем. Оборудование группы, дидактические пособия и различные макеты. Вот некоторые из них:

  • Макеты в виде кукол для игры «Наряди на прогулку». Из набора зимней и летней одежды, обуви и головных уборов детям предлагается выбрать нужные для определенного сезона. Картинки-символы «солнце» и «снежинка» являются подсказкой.
  • В игре «В ателье на примерке» используется макет платья и дополнительные его части: рукав, воротник, пояс. Детям предлагается назвать части платья. Вариант игры «Чего нет у платья?».

     Другим видом дидактических игр являются настольно-печатные игры, которые разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. К данному виду относятся различные типы лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, складные кубики и т. п.

  • Например, игра «Чайник разбился». Детям предлагается собрать разрезную картинку «Чайник» и назвать его составные части: донышко, крышка, ручка, носик, стеночки.

     Третий вид дидактических игр – словесные игры. Они отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Подбор речевого и дидактического материала для проведения игр на занятиях осуществляется с учетом возрастных особенностей детей, опирается на непосредственную связь с лексической темой занятия.
    Помимо дидактических игр на фронтальных и индивидуальных занятиях активно использую двигательные упражнения. Все они обобщены и классифицированы в моей картотеке двигательных упражнений. Это такие виды взаимодействия с детьми как: физкультминутки, динамические паузы, игры-сказки, связанные с развитием мелкой моторики, пальчиковые игры.
     Физкультминутка, как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снижения напряжения и утомляемости. Мы вместе с воспитателями использовали традиционные физкультминутки в сочетании движений с речью детей. Такая форма подачи речевого материала положительно влияет на слуховое восприятие, способствует запоминанию текста, расширению словаря.

  • Например пальчиковая гимнастика «Мебель». Для лучшего запоминания материала подключаю наглядность в виде картинки-гармошки. Мебель я начну считать: кресло стол, диван, кровать, полка, тумбочка, буфет, шкаф, комод и табурет. Десять пальчиков зажали, много мебели назвали. Пальцы обеих рук поочерёдно сжимаются в кулачок на каждое название предмета мебели. Здесь же можно отработать образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в игре «Назовём мебель ласково»

     В индивидуальной работе важно быть с ребенком вместе. Только так он поймёт, что он не один со своими проблемами. Доверие, понимание – основные акценты индивидуальной работы. И именно это приносит максимальный результат.
     В формировании предметного словаря детей обязательна совместная работа с воспитателями и родителями. Наиболее сложно всегда объяснить родителям особенности речевого развития детей и их роли в этом. Для консультирования родителей мною был разработан цикл консультаций, а также совместных игр и упражнений.
    Специальные упражнения позволяют заинтересовать ребенка, мотивировать его на понимание задания. Специальные наглядные пособия и игры позволяют развить у детей любознательность и желание говорить правильно и красиво.
     Использование детского творчества в логопедической работе расширяет диапазоны общения ребенка со сверстниками и взрослыми, учит представлять свое творчество, комментировать свои действия и результат. Эффективно влияет на развитие речи детей интеграция в детское экспериментирование с формой, цветом, величиной, окружающим миром и с собой.
     «Специальность» игр и упражнений в том, что они подбираются и адаптируются к конкретному ребенку, к конкретной речевой проблеме и ситуации. Упражнения для речевой социализации учат детей любить окружающий мир и окружающих людей, делиться своими чувствами и, самое главное - не бояться быть не понятыми. Речь, сопровожденная движением, запоминается надолго и заряжает энергией. Спасибо за внимание!

Категория: Педагогам | Добавил: bronskova (2016-04-07)
Просмотров: 441 | Теги: игры и упражнения, словарь
Всего комментариев: 0
avatar
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
Полезные сайты
  • Сайт МБДОУ №72 г.Орла
  • Актуальный сайт МБДОУ №72 г.Орла
  • Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
  • Тэги материалов
    Поиск
    Copyright bronskova.ucoz.com � 2025