Месяц
|
Задачи освоения образовательной области, интегрированные задачи
|
Перечень тем, реализуемых в течение учебного года
|
Формы и содержание работы
|
Место совместной деятельности в образовательном процессе
|
декабрь
|
- закреплять умение копировать изображения, соединяя несколько изображений в одно, опираясь на независимую точку отсчета;
- продолжать формировать основные графические прописные навыки, учить писать петельки вместе без отрыва ручки от листа;
- знакомство с графическим изображением буквы Сс;
- предупреждение оптической дисграфии;
- закреплять умение штриховать, выполняя инструкцию педагога.
|
«Наш город. Моя улица»
|
- «Мой дом» - работа со строительным материалом на полу или столе. Строительство домов разной этажности;
- «Вижу руками» - определение на ощупь (по вырезанным окошкам) количество этажей в доме-трафарете. Обводка этого трафарета и раскрашивание полученного изображения дома (сделать дом кирпичным, панельным, деревянным);
- «Зрительный диктант» - выкладывание дома из геометрических фигур по образцу. (Как усложнение: убрать образец после показа; по словесной инструкции.);
- «Проведи меня к дому» - по словесной инструкции ребенка, другой ребенок, не отрывая карандаш от бумаги, ведет его по маршруту.
|
НОД «Мой дом»,
упражнение
«Зрительный диктант»,
игра «Проведи меня к дому», упражнение «Вижу руками»
|
- учить синтезировать из знакомых графических элементов более сложные;
- продолжать формировать основные графические прописные навыки, учить писать элементы в разном сочетании без отрыва руки от листа;
- знакомство с графическим изображением буквы Лл;
- развивать зрительную память (выкладывание из счетных палочек предложенные силуэты по памяти);
- совершенствовать умения соединять пронумерованные точки прямыми линиями.
|
«Транспорт»
|
- «Что спряталось в комочке?» - разгладить пальцами смятый в комочек трафарет транспорта из папиросной бумаги. Обвести его и нанести штриховку на изображение по выбору ребенка;
- «Сложи картинку» - разрезная картинка транспорта из 10-12 частей;
- «Вижу руками» - определить на ощупь, какая игрушка спрятана в мешочке (машинки легковые и грузовые, самолеты, автобусы, лодки и т.д.);
- «Пластилиновые жгутики» - выкладывание на листе бумаги контура перекрестка с пешеходными переходами;
- «Буквенный конструктор» - составление пройденных букв из фигур разного размера и формы.
|
Ситуация «Что спряталось в комочке?», Индивидуальная игра «Сложи картинку», упражнение «Вижу руками», коллективная игра «Пластилиновые жгутики», НОД «Буквенный конструктор»
|
- закреплять умения рисовать геометрические фигуры на слух и по образцу;
- продолжать формировать основные графические прописные навыки, комбинируя основные элементы, опираясь на образец;
- знакомство с графическим изображением буквы Зз;
- закреплять представления детей о печатной букве как графическом объекте, умение синтезировать букву из элементов;
- развивать творческие способности.
|
«Зима»
|
- «Сказочный иней» - обрывание из бумаги по контуру: из белых бумажных полосок разной длины и ширины выкладывается дерево и наклеивается на темный лист бумаги;
- «Снег идет» - вырезывание снежинок, нанизывание их на нитку, украшение группы;
- «Зимние виды спорта» - по «следам» определить: кто здесь был (лыжники, саночники, конькобежцы и т.д.) и куда ведет их путь;
- «В снегопад» - различать силуэты предметов из зашумленного рисунка;
- «Ветка рябины» - к нарисованной ветке наклеивать красные кружочки, заготовленные с помощью дырокола. Кружочки брать пинцетом.
|
Партнерская игра «Сказочный иней», Развлечение
«Снег идет», ситуация «Зимние виды спорта», НОД «В снегопад», коллективная игра «Ветка рябины»
|
- учить детей писать самостоятельно без образца, под диктовку, правильно оформлять услышанное;
- тренировать основные графические прописные навыки, комбинируя элементы, опираясь на образец;
- знакомство с графическим изображением буквы Сс;
- различие в начертании букв С – З;
- продолжать закреплять пространственные представления через дополнение рисунка (справа – елка, слева – подарки);
- тренировка памяти и внимания в игре «Что изменилось?».
|
«Зимний праздник»
|
- «Скоро Новый год» - изготовление елочных украшений из яичной скорлупы;
- «Дед Мороз и Снегурочка» - методом оригами изготовление фигурок и объединение их в общую композицию;
- «Новогодняя гирлянда» - украшение зеленой мишуры разноцветными бантиками, орехами, аккуратно завернутыми в фольгу;
- «Письмо от Деда Мороза» - зачеркнуть все неправильно написанные буквы и прочитать послание.
|
Досуговая деятельность «Скоро Новый год», коллективная игра «Дед Мороз и Снегурочка», развлечение «Новогодняя гирлянда», НОД «Письмо от Деда Мороза»
|
январь
|
- продолжать учить детей находить в предложенных предметах ось симметрии и самостоятельно ее проводить;
- тренировать основные прописные графические навыки, работая с образцом: анализируя образец, проверяя по образцу;
- знакомство с графическим изображением буквы Йй;
- продолжать тренировать умение выделять из наложенных друг на друга контуров отдельные изображения;
- закреплять навыки в штриховке.
|
«Зимние забавы»
|
- «В зимнем лесу» - на большом листе бумаги простым карандашом нарисованы контуры неба, облаков, елок, пеньков. Небо изображаем мелко нарезанными голубыми нитками, облака – комочки ваты, снег – манной крупой, горку – растертой яичной скорлупой; елки, вырезанные из пенопласта, окрашиваем зеленой гуашью; пеньки посыпаем песком (поверхность бумаги предварительно намазываемся клеем).
- «Найди пару» - нахождение одинаковых по рисунку и размеру лыж и коньков, учитывая, что ботинки от них должны быть для обеих ног;
- «Пластилиновые жгутики» - голубым пластилином на белом листе выкладываем морозные узоры, как на окне.
|
Коллективная игра «В зимнем лесу», парная игра «Найди пару», коллективная игра «Пластилиновые жгутики»
|
- тренировать способность копировать клетчатый узор;
- формировать графические навыки прописного письма: владение наклоном, соблюдение интервала, нахождение границ письма, представления о слитности и ритмичности письма;
- предупреждение оптической дисграфии;
- тренировать умение раскрашивать и штриховать по инструкции педагога, развивать способность управлять своей деятельностью в соответствии с поставленной задачей.
|
«Зимующие птицы»
|
- «Чудеса из бумаги» - изготовление птицы методом оригами;
- «Пластилиновые перышки» - заполнение объема трафарета птицы пластилиновыми «перышками»: комочек прижимается и слегка размазывается;
- «Кто из птиц, что любит?» - сортировка перемешанного риса, гречки и перловки в три коробки;
- «Разрезные картинки» - складывание целой картинки с изображением зимующих птиц из 10-12 частей;
- «Полубуква» - дорисовывание предложенного изображения до известной детям буквы.
|
Досуговая деятельность «Чудеса из бумаги», упражнение «Пластилиновые перышки», НОД «Кто из птиц, что любит?», индивидуальная игра «Разрезные картинки», НОД «Полубуква»
|
- продолжать тренировать способность зеркального копирования без опоры на клетку;
- совершенствовать навыки прописного письма через синтезирование основных элементов в более сложные объекты;
- знакомство с графическим изображением буквы Ээ;
- тренировать способность находить заданную фигуру из адекватно и зеркально представленных изображений.
|
«Дикие и домашние животные (как звери зимуют)»
|
- «Чей это дом?» - не отрывая карандаш от бумаги, вести его точно по линии к жилищу животного;
- «Зимовье зверей» - строиться из спичек или счетных палочек по представлению;
- Обрывание из бумаги (без опоры на контур) геометрических фигур (кругов и овалов разной величины), выкладывание и наклеивание ребенком фигуры животного;
- «Где кто живет?» - трафарет животного штрихуется разнами видами штриховок, и прикрепляются на общий лист: заяц под кустом, лиса у пенька....
|
НОД «Чей это дом?», парная игра
«Зимовье зверей», коллективная игра «Где кто живет?»
|
февраль
|
- закрепить у детей навык работы с образцом;
- обобщить и закрепить знания детей об основных элементах прописного письма, учить писать их, соблюдая требования правильного письма;
- знакомство с графическим изображением буквы Шш;
- различение написания букв;
- совершенствовать у детей навыки формы, размера, пространственного положения.
|
«Мой дом»
|
- «Мой дом» - выкладывание из спичек, палочек контура своего дома;
- «Номер моей квартиры» - обводка шаблонов цифр, соответствующих номеру квартиры ребенка, украшение их цветной мозаикой или заполнение их площади пшеном, манкой и др.;
- «Вот как мы живем» - рисуем план дома или квартиры, в которой живет ребенок;
- «Что можно найти в моей квартире» - из наложенных друг на друга силуэтов вычленить понравившийся предмет и с помощью копирки перенести его на отдельный лист бумаги, раскрасить;
-тактильное нахождение пройденных букв из наждачной бумаги с закрытыми глазами.
|
Упражнение «Мой дом», НОД «Номер моей квартиры», индивидуальная игра «Вот как мы живем», НОД «Что можно найти в моей квартире»
|
- продолжать учить детей выполнять графические задания под диктовку, находить направление в тетради, соблюдая заданное количество клеток;
- упражнять детей в прописном письме основных элементов, соединенных между собой, соблюдая заданную цикличность;
- знакомство с графическим изображением буквы Жж;
- различие букв Ш – Ж;
- продолжать развивать мыслительные процессы детей: зрительные восприятия и память.
|
«Транспорт. Правила дорожного движения»
|
- «Формирование состава» - вырезывание силуэтов вагонов, связывание их между собой через дырочки сделанные дыроколом;
- «Прокладываем трамвайный путь» - дети карандашами прокладывают маршрут, рисуя рельсы сразу двумя руками;
- «Автомобильная мастерская» - делаем из проволоки «детали машины»: два прямоугольника, два круга и собираем «машину» из деталей;
- «Дорожные знаки» - на соответствующем фоне обводим шаблоны дорожных знаков и заполняем их раскрашенными семенами и крупами;
- «Транспортный путь» - выкладывание нити по контуру предложенного маршрута.
|
Коллективная игра «Формиро-вание состава», НОД «Проклады-ваем трамвайный путь», парная игра «Автомобильная мастерская», упражнение «Дорожные знаки», Индивидуальная игра «Транс-портный путь»
|
- тренировать навык, не отрывая карандаш от бумаги, обводить рисунок точно по линии;
- продолжать упражнять детей в синтезировании основных элементов прописного письма;
- предупреждение оптической дисграфии букв С – Ш – З – Ж;
- развивать аналитическое мышление: расчленять и синтезировать объект;
- тренировать в штриховке силуэтов разными способами.
|
«Мужские профессии»
|
- «Маленький мастер» - изготовление недостающей части инструмента (по выбору: из бумаги, проволоки, пластилина), соединение незаконченной заготовки из картона со своей заготовкой;
- «Назови профессию по инструменту» - соединение точек сплошной линией, получившаяся фигура – это инструмент;
- «Найди фрагмент изображения» - только одна часть полностью совпадает с оригиналом;
- «Фотографии букв» - нужно раскрасить ту букву, которую называет педагог. Например, самую широкую букву Ш, самую высокую букву З.
|
НОД «Маленький мастер», упражнение «Назови профессию по инструменту», индивидуальная игра «Найди фрагмент изобра-жения», парная игра «Фотографии букв»
|
- совершенствовать навыки копирования изображения, соединяя несколько элементов в одно, опираясь на независимую точку отсчета;
- упражнять детей в написании основных элементов прописного письма, используя их в качестве орнамента для заполнения силуэта некоторого объекта;
- знакомство с графическим изображением буквы Цц;
- развивать фантазию.
|
«Женские профессии»
|
- «Продавец – покупатель» - чудеса из бумаги. Делаем кошельки для игры в магазин методом оригами;
- «Учительница» - лепка букв из пластилина или выложить из полосок бумаги, полученных путем обрывания;
- «На кухне» - графическая имитация действий на кухне: помешивание в кастрюле, резка продуктов на равные части и др.
- «Машинистка» - набор слов на нарисованной или игрушечной клавиатуре.
|
Развлечение «Продавец – покупатель»,
НОД «Учительница»,
развлечение
«На кухне»,
партнёрская игра «Машинистка»
|