Экологический проект
на тему «Мир, который нас окружает».
Возраст: старшая логопедическая группа
Образовательные области: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие
Раздел программы: Формирование словаря
Пояснительная записка.
С ранних лет природа родного края окружает ребёнка, эмоционально воздействует на него, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. Природа – неиссякаемый источник духовного и речевого обогащения детей.
Проект дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков, что является составляющими успешной личности. Способствует развитию самостоятельности мышления, помогающей ребенку сформировать уверенность в себе и в собственных возможностях.
Проектная деятельность существенно изменяет межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Взаимодействие человека с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который должен быть использован в процессе экологического образования, что является фактором общего формирования и развития личности.
Дошкольное детство – наиболее благоприятный этап формирования личности человека, его целостной ориентации в окружающем мире.
Основная задача учителя-логопеда – всестороннее формирование речи дошкольника, особенно страдающего ОНР. У таких детей отмечается недостаточность словарного запаса, частое употребление в речи существительных и глаголов и редкое употребление имен прилагательных, местоимений, наречий, предлогов, сочинительных и подчинительных союзов, которые должны присутствовать в словаре ребёнка старшего дошкольного возраста. Кроме того, у детей недостаточно сформированы познавательные процессы, тесно связанные с речевой деятельностью (внимание, память, мышление, воображение)
АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА:
Цель проекта — формирование речи детей дошкольного возраста через знакомство с окружающим миром, с экологической культурой: правильным отношением ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которым он пользуется.
Задачи проекта:
- формирование первичных представлений о живой и неживой природе
- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
- развитие познавательных процессов, связанных с речевой деятельностью (внимание, память, мышление, воображение);
- развитие мелкой моторики рук через практические упражнения с природным рассыпным материалом;
- обогащение словаря новыми лексическими единицами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, новых значений слов, уже имеющихся в словаре;
- формирование у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам;
- ознакомление детей со способами общения с природой, формирование умения наблюдать окружающий мир природы и вещей, устанавливать элементарные связи и зависимости, отражать свои чувства и впечатления в предпочитаемой деятельности;
- стимулирование детей к экспериментированию, рассуждению, выдвиганию проблемы, проявлению догадки и сообразительности в процессе их решения.
Гипотеза: всестороннего развития речи дошкольников можно добиться при условии организации целенаправленной последовательной совместной работы педагогов и родителей по ознакомлению детей с окружающим миром
Сроки и этапы реализации проекта: 15 сентября – 15 ноября 2016г.
Участники проекта: Дошкольники 5 – 6 лет, педагоги ДОУ, родители (законные представители)
Подготовительный этап: беседа с родителями, подбор иллюстративного и дидактического материала, художественной литературы
Основной этап:
- семейные целевые прогулки по городу (парк, мебельный магазин, магазин овощей и фруктов, ручной зоопарк и др.)
- создание генеалогического древа семьи
- создание альбома с рисунками по экологической тематике
Заключительный этап: анализ и обобщение результатов, полученных в процессе реализации проекта; оформление выставки фотоматериалов проекта.
Ожидаемые результаты:
- Участие родителей в совместной деятельности с детьми, помощь в закреплении речевого материала и накоплении словаря детей. Повышение уровня информированности о деятельности в ДОУ.
- Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей
- Повышение интереса дошкольников к окружающему миру. Творческие работы детей
Формы и методы реализации:
- рассказ, беседа, сообщения – эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации
- наглядные методы: демонстрация рисунков, плакатов, коллекций, иллюстраций. Дают возможность более детального обследования объектов
- практические методы: изготовление рисунков, практических работ. Позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умений детей
- мультимедийные презентации, использование аудио и видеоаппаратуры для ознакомления детей с окружающим миром родного края, его природными богатствами, животным и растительным миром
Содержание проекта
Сроки
|
Мероприятия
|
Участники
|
Задачи
|
Подготовительный этап
|
15- 20.09
|
Подбор иллюстративного и дидактического материала, художественной литературы,
Постановка цели и задач проекта
|
Учитель-логопед
|
Познакомить детей, родителей и воспитателей с целью проекта
Создать необходимые условия для реализации проекта
|
20-25.09
|
Анкетирование родителей
|
Учитель-логопед,
родители
|
Выяснить представления родителей о способах развития речи детей через знания об окружающем мире
|
22- 23.09
|
Беседа о комнатных растениях, их особенностях; о способах размножения и ухаживания.
Рассматривание растения, взятие отростков для проращивания корешков
|
Учитель-логопед, дети
|
Рассказать детям о важности озеленения помещений, пользе комнатных растений.
Знакомить детей со способами общения с природой. Формировать умение наблюдать окружающий мир, вызывать чувства бережного отношения к живой природе
|
25-30.09
|
Консультации для родителей:
- «Прогулки по городу»
- «Составление родословной семьи»
- «Приучаем детей к порядку»
- «Воспитываем помощников»
|
Учитель-логопед,
родители
|
Привлечь внимание родителей к проблемам экологического воспитания, к важности закрепления речевого материала
|
Консультации для педагогов:
- «Закрепление тем в свободной деятельности детей»
- «Необходимый перечень лексических тем»
|
Учитель-логопед,
воспитатели
|
Привлечь педагогов к совместной работе над развитием речи детей через ознакомление с миром живой природы
Обеспечить преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей
|
Основной этап
|
1-15.10
|
Целевые прогулки по улицам города детей и родителей (осенний парк, мебельный магазин, магазин овощей и фруктов, ручной зоопарк, цветочный магазин, зоомагазин, «Покормите птиц» и др.)
|
Родители, дети
|
Закрепить в свободном речевом общении родителей и ребёнка речевой материал по следующим лексическим темам: «Деревья», «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Дикие и домашние животные», «Птицы», «Насекомые», «Цветы»
|
17- 20.10
|
Составление семейной родословной, запоминание членов семьи
Беседы о домашних хлопотах «Мамин помощник»
|
Учитель-логопед,
Родители, дети
|
Закрепить в свободном речевом общении родителей и ребёнка речевой материал по теме «Семья».
Формировать умение к семейным традициям, вызывать чувства гордости за достижения членов семьи.
Побуждать детей к уважению старшего поколения, воспитывать желание помочь
|
20-31.10
|
Практические упражнения с мелким рассыпным природным материалом,
Знакомство с плодами деревьев, крупами, бобами, семенами фруктов
|
Учитель-логопед, дети
|
Развивать мелкую моторику рук через практические упражнения с природным рассыпным материалом.
Пополнить словарь детей по лексическим темам «Продукты питания», «Деревья», «Фрукты»; накопление словаря признаков
|
1-4.11
|
Рассматривание проросших корешков у отростков комнатного растения
Беседа о способах посадки отростков и ухаживании за цветком
Выставка творческих рисунков
«А в какой горшок ты посадишь цветок? »
|
Учитель-логопед, дети
|
Продолжать знакомить детей со способами общения с природой. Формировать умение наблюдать окружающий мир, вызывать чувства бережного отношения к живой природе
Стимулировать детей к изображению своей помощи природе через рисунки, к выражению своих впечатлений, а также к умению рассказывать о том, что изобразили
|
Заключительный этап
|
7-15.11
|
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе реализации проекта
Рассматривание фотоматериалов по этапам проекта
|
Учитель-логопед, дети
|
Обобщить знания детей об окружающем мире, о способах общения с природой и важности её сохранения
|
Результаты работы: В процессе целенаправленной, последовательной совместной работы педагогов и родителей по ознакомлению детей с окружающим миром мы достигли хороших результатов в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.
Родители приняли активное участие в проекте. Прогулки по родному городу вызвали большой интерес у детей. Особенно понравилось задание по составлению семейной родословной. Родители вместе с детьми отыскали старые фотографии, вспомнили прабабушек и прадедушек, составляя генеалогическое древо.
Реализация данного проекта позволила тесно познакомиться с семьями воспитанников, узнать их увлечения, особенности семейного воспитания, оценить уровень заинтересованности родителей в развитии своих детей. В результате проведенной работы мы выявили хорошие предпосылки формирования речи детей и потенциал для дальнейшего обучения в школе.
Список литературы:
- Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128с.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Дыбина О.Б. Ребёнок и окружающий мир. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа/ под. ред. Н.Е. Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и др. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
- Педагогическая палитра: сборник методических материалов. – Орёл: ООО «Горизонт», 2016. – 244 с.
- Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет. – М: Академия, 2007.
|