Это заготовки из магнитного винила с клеевым слоем. Я заказывала на Wildberries в формате 9х5см. Они есть разных форматов. Можно брать большими листами, легко нарезается обычными ножницами
Использование игр и упражнений для формирования предметного словаря
Использование игр и упражнений для формирования предметного словаря
у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Ю.С. Бронскова
Одним из эффективных средств формирования словаря детей старшего дошкольного возраста выступают дидактические игры. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра служит одним из основных средств развития речи детей. Она помогает усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической игры повышает интерес детей к речи, сосредотачивает внимание. Характерная особенность дидактической игры – связь учебных элементов с элементами игры. Дети должны всегда чувствовать, что они играют, а не учатся. Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы, объекты природы. Игры с предметами дают возможность расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции, совершенствовать речь, воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определённые роли, например продавца или покупателя и т. д. Играя, ребенок ведет диалог с другими детьми, тем самым активизирует свои знания по определенной лексической теме (Например, «Посуда», «Профессии», «Продукты» и тд.). Игры-инсценировки помогают уточнить представления детей о значении слов. Педагог в процессе игры вводит всё новые слова, ребенок непроизвольно их запоминает и уже знает их назначение, исходя из игровой ситуации. Другим видом дидактических игр являются настольно-печатные игры, которые разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. К данному виду относятся различные типы лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, складные кубики и т. п. Третий вид дидактических игр – словесные игры. Они отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. В своей практике использую все виды дидактических игр. Подбор речевого и дидактического материала для проведения игр на занятиях осуществляется с учетом возрастных особенностей детей, опирается на непосредственную связь с лексической темой занятия. Помимо дидактических игр на фронтальных и индивидуальных занятиях активно использую двигательные упражнения. А именно: физкультминутки, динамические паузы, игры-сказки, связанные с развитием мелкой моторики, пальчиковые игры. Подбор двигательных игр и упражнений также осуществляется с опорой на лексическую тему. Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снижения напряжения и утомляемости. Мы вместе с воспитателями использовали традиционные физкультминутки в сочетании движений с речью детей. Для этого необходимо составить для каждого из упражнений наиболее подходящий по смыслу стихотворный текст. Такая форма подачи речевого материала положительно влияет на слуховое восприятие, способствует запоминанию текста, расширению словаря. Двигательные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом, поэтому их стимулирование путем совершенствования точных движений руки и пальцев оказывает положительное действие на развитие речи. В работе над формированием предметного словаря широко использую загадки. Дети учатся быть внимательными, запоминают характерные признаки предметов. На занятиях по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи проводится большая работа по активизации и совершенствованию словаря, пониманию речи, формированию умения выделять части предмета. В процессе усвоения предметного словаря на основе предметно-графических схем дети продолжают знакомиться с различными способами словообразования. (Например, суффиксальный - для имен существительных.) У них развиваются навыки образования нового слова из двух частей («гриб + ник»). Привлекая внимание к общности корневой части среди цепочки родственных слов («сад - садовник»), можно сформировать представления о системе словообразовательных связей («сад - садик - садовник»). Одновременно дети учатся понимать обобщенное значение слова. Необходимым условием уточнения и расширения предметного словаря является практическое усвоение распространенных случаев многозначности слов. Каждое занятие имеет свою тему, которая содержит соответствующие сведения и предусматривает постепенное уточнение словаря и его систематизацию на основе наблюдений и логических приемов сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование игр и упражнений является неотъемлемой частью обучении детей старшего дошкольного возраста. Практическое усвоение значений слов помогает детям систематизировать знания в той или иной лексической теме.
Список использованной литературы:
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения
родному языку дошкольников. – М: Академия, 2000. – 400 с.
2. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: 1985. – 231 с.
3. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учебно-методическое пособие. – М.: Просвещение, 1994. – 442 с. 4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160 с.
5. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. – М.: Гном- Пресс, 1999. – 89 с.