Перспективное планирование гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста с элементами народной культуры Орловского края
Месяц
|
Задачи освоения образовательной области, интегрированные задачи
|
Перечень тем, реализуемых в течение учебного года
|
Формы и содержание работы
|
Место совместной деятельности в образовательном процессе
|
март
|
- научить детей видеть проявления нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие
- развивать диалогическую и монологическую речь
- учить детей проговаривать полные предложения, строить связный текст
- воспитывать у детей гражданско-патриотические представления об уважительном отношении к пожилому народу
|
Конец зимы
|
Пересказ рассказа В. Осеевой «Просто старушка» с опорой на серию сюжетных картин
|
НОД
|
- прививать детям любовь к устному народному творчеству
- способствовать развитию эмоциональности, трепетного отношения к материнской заботе
- воспитывать уважительное отношение к культуре и традициям родного края
- способствовать развитию речи, расширению активного словаря посредством использования в работе малых фольклорных форм
|
Семья
|
Колыбельные песни. Знакомство с песней о коте. Беседа об образе кота в колыбельных Орловского края.
|
НОД
|
- обогащать знания о природе, обществе, культуре и традициях Орловской области
- способствовать развитию речи, расширению активного словаря, посредством использования в работе малых фольклорных форм
- развивать просодическую сторону речи, учить детей проговаривать речевой материал с разной силой голоса, интонацией, темпом речи
|
Времена года, птицы
|
Закликание весны. Беседа о празднике, Проговаривание закличек «Жаворонки», «Весна»
|
Организационный момент
|
- формировать умение выполнять действия по заданному речевому материалу
- активизировать словарь детей
- развивать связную речь
- развивать общую моторику детей, координацию движений
- приобщать детей к устным формам фольклора
|
Времена года
Птицы
|
Подвижная игра «Веснянка»
|
Динамическая пауза
|
апрель
|
- развивать творческое воображение
- формировать умение выполнять действия по заданному речевому материалу
- развивать общую моторику детей, координацию движений
- формировать умение принять на себя роль, выполнять действия по инструкции
- прививать детям положительное отношение к традициям родного края
|
Птицы
|
Хороводная игра «Воробей»
|
Динамическая пауза
|
- способствовать развитию познавательных процессов у детей, рассказать детям об особенностях птицы кукушки
- учить составлять описательный рассказ о птицах
- обогащать знания о природе, обществе, культуре и традициях проведения праздника в Орловской области
|
Птицы
|
Беседа «Птичка гнезда не вьёт, а девка косу не плетёт». Беседа о празднике Благовещенье Пресвятой Богородицы
|
Организационный момент
|
- обогащать знания детей о природе, старинных обычаях, культуре и быте
- прививать любовь к устному народному творчеству
- способствовать развитию любознательности, интересу к древним событиям, происходящим на Орловской земле (ранее, относившимся к Брянской губернии)
- развивать связную речь
- развивать воображение посредством фольклора
|
Деревья
|
Былина об Илье Муромце и Соловье-разбойнике.
Беседа, краткий пересказ
|
НОД
|
- учить детей выделять главные моменты из текста, составлять план пересказа
- формировать умение пересказывать текст по собственному плану
- развивать диалогическую речь
- обогащать словарь детей синонимами к слову «героический»
- воспитывать у детей уважительное отношение к творчеству писателей орловского края
|
Домашние животные Птицы
|
Пересказ рассказа «Воробей» по И.С.Тургеневу.
Беседа о писателе, родившемся на Орловской земле
|
НОД
|
В.Осеева. «Просто старушка»
По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
– Подержи мои книжки! – Крикнул мальчик, передавая девочке свой портфель, и бросился на помощь старушке.
Когда он вернулся, девочка спросила его:
– Это твоя бабушка?
– Нет, – Ответил мальчик.
– Мама?
– Нет!
– Ну, тётя? Или знакомая?
– Да нет же, нет! – ответил мальчик. – Это просто старушка.
Колыбельная «Котик»
Котик серый, хвостик белый
Приди, котик, ночевать,
Мою (имя ребенка) дочку качать,
А уж я тебе, коту,
За работу заплачу:
Кувшин молока да кусок пирога.
|
Подвижная игра «Веснянка»
Солнышко, солнышко,
Золотое донышко (дети идут по кругу, взявшись за руки)
Гори, гори ясно,
чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей (бегут по кругу)
Прилетели сто грачей, («летят» по кругу)
А сугробы тают, тают, (медленно приседают)
А цветочки подрастают. (тянутся на цыпочках, руки вверх)
|
Хороводная игра «Воробей»
Среди белых голубей
Скачет шустрый воробей.
(Дети идут по кругу, изображая походку голубей; в центре – один ребёнок. Он скачет, как воробей)
Воробушек-пташка,
Серая рубашка.
Откликайся, воробей,
Вылетай-ка, не робей
(Дети встают лицом в круг, идут приставным шагом. «Воробей» пытается вылететь из круга; дети, взявшись за руки, не пускают его)
|
Закличка «Жаворонки»
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето тёплое!
Нам зима надоела,
Весь хлеб у нас поела,
Всю скотинку поморили.
Закличка «Весна»
Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с огромной милостью:
Со льном большим,
С корнем глубоким,
С хлебом великим!
Былина об Илье Муромце и Соловье-разбойнике.
Ой, ты, гой еси, Илья Муромец!
Пряма дорожка непроста стоит:
Заросла дорога лесами Брынскими,
Протекла тут речка Смородина;
Ещё на дороге соловейко-разбойничек
Сидит на дридевяти дубах,
сидит тридцать лит,
Ни конному, ни пешему хода нет…
Сидит Соловей-разбойник на сыром дубу,
Сидит Соловей-разбойник, Одихмантьев сын.
А то свищет Соловей да по-соловьему,
Он кричит, злодей-разбойник, по-звериному,
И от его ли то от покрика звериного
Те все травушки-муравы уплетаются,
Все лазоревы цветочки осыпаются,
Темны лесушки к земле всё преклоняются,
А что есть людей – то все мертвы лежат.
Прямоезжею дороженькой – пятьсот есть вёрст,
Ай окольноей дороженькой – целая тысяча.
Рассказ «Воробей». И.С. Тургенев
Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... сила сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущенного пса – и удалился благоговея. Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом. Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
апрель, 1878
|