Работа в составе творческой группы в рамках экспериментальной площадки ДОУ по теме: "Психолого-педагогическое сопровождение развития творчества детей дошкольного возраста"
Мониторинг развития творческих способностей у детей
Бронскова Ю.С., Каменская М.Б., Передельская С.И., Полякова О.А.
Личность дошкольника складывается из многих качеств, важное место среди которых можно отвести творческим способностям. Ведь ребёнок, который не просто усвоил программу дошкольного учреждения, а дошкольник, способный к её творческому переосмыслению – вот, что требует современное общество!
На базе нашего учреждения ведётся экспериментальная деятельность по психолого-педагогическому сопровождению развития творчества детей. В настоящее время нашей целью является выявить уровень творческого развития детей на разных возрастных этапах.
Группой специалистов психолого-педагогического сопровождения (музыкальные руководители, учитель-логопед, педагог - психолог, социальный педагог) на начальном этапе работы был разработан перечень вопросов для дошкольников. Опросник состоит из нескольких блоков, направленных на раскрытие определенных способностей ребёнка:
- познавательно-исследовательских;
- литературных;
- художественных;
- музыкальных;
- артистических;
- общих интеллектуальных;
- технических;
- спортивных.
Данный опросник позволил нам подготовить мониторинговую таблицу для выявления уровня индивидуального развития творческих способностей детей. Для составления мониторинговой таблицы мы систематизировали данные из авторских методик. За основу мы взяли вариант анкеты Л.Г. Матвеевой, И.В. Выбойщик, Д.Е. Мякушина, которая была нами адаптирована для детей дошкольного возраста нашего учреждения.
В мониторинге принимали участие дети младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Нашей задачей на этом этапе работы являлось выявление способностей, которые недостаточно развиты (проблемные точки), а также развиты на высоком уровне (перспективные точки).
Результаты мониторинга мы можем проследить по таблице.
Возраст детей
|
Проблемные точки
|
Перспективные точки
|
Младший
|
Технические способности (45%)
Общие интеллектуальные (43%)
|
Музыкальные (28%)
Спортивные (26%)
|
Средний
|
Литературные (56%)
Артистические (55%)
|
Музыкальные (47%)
Спортивные (47%)
|
Старший
|
Технические (35%)
Музыкальные (35%)
|
Художественные (40%)
Спортивные (37%)
|
Таким образом, мы можем сделать вывод, о том, что у детей младшего дошкольного возраста хуже всего развиты технические (у 45% детей) и общие интеллектуальные (у 26% детей) способности. Дети:
- не интересуются необычными фактами, не задают вопросы о них
- расстраиваются в случае неудачи и отсутствии поддержки
- недостаточно любопытны
- не интересуются машинами и механизмами, не стремятся понять принцип их работы
- затрудняются выделить строение объектов, соотношение и отношение их частей
Наиболее развитыми способностями в младшем дошкольном возрасте прослеживаются музыкальные (28%) и спортивные (26%). Дети:
- любят слушать музыку и выполнять танцевальные действия под неё
- энергичны и счастливы в движении
- любят активно играть на воздухе
В среднем дошкольном возрасте наименее развитыми способностями являются литературные (56%) и артистические (55%). Дети:
- не любят пересказывать, теряют сюжетную линию
- не могут подобрать нужные слова для выражения эмоционального состояния героев
- затрудняются менять тональность и выражение голоса при рассказывании, при подражании
- не могут самостоятельно создавать образы при помощи атрибутов и элементов костюмов
Наиболее развитыми для среднего возраста остаются музыкальные (47%) и спортивные (47%) способности. Дети:
- любят слушать музыку и выполнять танцевальные действия под неё
- энергичны и счастливы в движении
- любят активно играть на воздухе, интересуются видами спорта
- быстро восстанавливаются после физических нагрузок
- любят участвовать в спортивных играх и соревнованиях
В старшем дошкольном возрасте недостаточно развиты технические (35%) и музыкальные (35%) способности. Дети:
- не интересуются чертежами и схемами заданий
- затрудняются выделить строение объектов, соотношение и отношение их частей
- не любят чинить игрушки, не стремятся устранить их неисправность
- не желают учиться играть на каком-нибудь инструменте
- затрудняются сочинять свои мелодии
К старшему дошкольному возрасту высокими показателями творческого развития остаются спортивные (37%), а также приобретают актуальную значимость художественные (40%) способности. Дети:
- энергичны и счастливы в движении
- любят активно играть на воздухе, интересуются видами спорта
- быстро восстанавливаются после физических нагрузок
- любят участвовать в спортивных играх и соревнованиях
- гибки, ловки, координировано двигаются
- любят лепить, рисовать, выражая свои чувства
- любят изображать разнообразные предметы, объекты, ситуации
- с удовольствием рассматривают художественные произведения
- изготавливают что-либо прикладного значения (украшения для дома, мамы..)
- могут принимать участие в критике работ других детей, взрослых
- готовы пробовать в художественной работе новые материалы.
Таким образом, мы наблюдаем, что на протяжении всего дошкольного возраста наиболее перспективными творческими способностями являются музыкальные, спортивные и художественные.
Формирование творческих способностей ребёнка может осуществляться при наличии определённых условий - организационных, кадровых, материально технических: нужные пособия, оборудование и место для творческой деятельности.
Проблема творчества и развития творческих способностей детей обусловлена наличием большого числа разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявления творческих способностей. К этим факторам относятся: природные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности, влияние социальной среды на развитие и проявление творческих способностей, зависимость развития креативности (творческих проявлений) от характера и структуры деятельности.
|