Детям с нарушениями речи трудно составить последовательный и подробный рассказ. Помогите увидеть ошибки в повествовании, обратите внимание на детали, подскажите как правильно "подружить" слова в предложении, а также "связать" предложения в интересную историю.
Вот некоторые примеры рассказов от ваших детей, которые мы услышали на обследовании связной речи. Все они разные и по-своему особенные! (Ошибки звукопроизношения не учтены)
Составление предложений с опорой на сюжетные картинки
"Расскажи, что ты видишь на картинке"
1. Рисование. Посуда.
2. Рисует. ГотОвление, кухня можно так ещё.
3. Рисовает бабочка. Посуды, на посуды.
4. Рисуют бабочку. Моют посуду.
5. Бабочка. Бабочку рисуют. Моют тарелки.
6. Бабочка. —
7. Девочка рисует. Моет руки.
8. Бабичка езут. Она боится. Тут еды нету.
9. Бабочка готовит, ой, пишет. Посуду мыть.
10. Не знаю. Бабоську касют.
11. Она красит. А они моют посуду.
12. Она исует бабочка.
13. Рисует. Готовют.
14. Девочка рисует бабочку. Девочка подавает, мальчик моет. А вот тут чайник стоит.
15. На кассе работает. Моют посуду.
16. Мама рисует бабочку. А дети протирают посуду.
17. Красит бабочку с красками. Мальчик моет посуду, а девочка вытирает.
18. Человек рисует. Они апасуду моют. А вот это газ.
19. Художник рисует. Моют посуду.
Составление описательного рассказа с опорой на сюжетную картинку
"Давай посмотрим, что же здесь произошло"
1. Молоко разлилось.
2. Разлилось молоко, и киска облизывает с пола.
3. Киса... не может удержать. Просто уранила
4. Котик пьёт молочко.
5. Молоко... утекло, а кот её пьёт.
6. Кошка. Кусает вот это.
7. Молоко разлито.
8. Киса свалила ета её. Она что-то делала, а теперь она...
9. Это котёнок. Это молоко разлили. Он облизывает.
10. Коська, азлиа водУ и пьёт она.
11. Киска могла разлить молоко.
12. Это кот. Кот пьёт молоко.
13. Десь кот разлил молоко. У меня такой кот дома есть.
14. Кошка прыгнула и разлила молоко. И пьёт язычком.
15. Киска разлила молоко. На пол. Человек её ругает. За это.
16. Кошка стала облизывать на полу молоко. Оно абоилось и стала пить молоко. Стала она облизывать.
17. Кот разлил молоко и облизывает молоко.
18. Банка разлилась и кошка.
19. Котик пьёт молочко.
Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картинок
"Расскажи мне историю по этим картинкам"
1. Ежик забрал кружок.
2. Кормят ёжика яйцом и молоком. Кормят ёжика веточками и несут ёжика домой (по наводящим вопросам)
3. Эти кормят молочко. А эти несут домой. Эти палочку хочат дать, ставят на иголки.
4. Мальчики увидели ёжик. А ёжик, вот он. Мальчики понесли домой. Вот он ёжик попил молока.
5. Ёжик пил молочко и его хотели погладить.
6. Ёзик. Он кусает вот это.
7. Мальчики нашли ёжика. Понесли его домой. Молоко налили ему.
8. Тут приходит ёзик и кусать надо. Ещё маса кусая.
9. Эту держат ёзык, а это молоко ёзыку.
10. Они ками ёсика. И они сюда его принесли.
11. Они нащи ёзыка.
12. Вон гладит зёзика. Она даёт мооко а яйцо.
13. Они что делают? Они боятся ёзыка? Они идут с ёзыком. Они наливают ему молоко ёзыку.
14. Мальчики ёжика нашли. Они веточкой колят и несут. И молочком поливают ему попить.
15. Дети нашли ёжика. Захотели его взять на ручки и покормить молочком.
16. Ежик пил молоко. А потом ёжика стали... Дети поили, а потом они стали ёжика... Смотреть.
17. Мальчики делают костёр. Другие ёжика взяли, а другие ёжика кормят.
18. Тут они ёзика хотят палкой. Тут они несут. Тут они хотели.
19. Ёзик. Вот эти мальчики принесли ёзика. Ёзика пьёт молочко.
Как вы можете заметить, все рассказы абсолютно отличаются, хотя и составлены по одним и тем же картинкам. Дети не замечают детали, искажают последовательность событий, путаются в назывании предметов и действий, грамматически неправильно строят предложения, используют лишние слова. Ваша задача — помочь ребёнку вовремя заметить ошибки и постараться научиться подробно и грамотно рассказывать о произошедшем.
Используемые иллюстрации: Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 280 с.: ил.
|