Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т.д., значит можно тренировать и мышцы губ и языка. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Даже, если ребёнок ещё не говорит, артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого и правильного звукопроизношения.
Гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. Несомненно, постановкой и автоматизацией звуков должен заниматься только логопед! Для домашних занятий родителям предлагается только артикуляционная гимнастика, которая поможет малышу достичь правильного произношения.
Проводить гимнастику следует ежедневно, чтобы уточнялись и совершенствовались основные движения органов артикуляции (губы, язык, челюсть). Гимнастику проводят сидя перед зеркалом (ребёнок должен видеть лицо взрослого и своё лицо). У ребёнка прямая спина, он не напряжён, руки и ноги находятся в спокойном положении. Можно привлечь любимую игрушку: «Давай покажем зайке, как правильно выполнять гимнастику для язычка».
Продолжительность занятий составляет 3-5 минут. Каждое упражнение повторяется 6-8 раз. Под счёт. Во время упражнений надо следить, чтобы движения каждого органа выполнялись симметричнее по отношению к правой и левой стороне лица. Обращайте внимание на точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляционного аппарата.
Занятия должны проводиться эмоционально, в игровой форме, ведь это основная деятельность детей. Гимнастику проводят сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, он не напряжён, руки и ноги находятся в спокойном положении. Можно привлечь любимую игрушку: «Давай покажем зайке, как правильно выполнять гимнастику для язычка». Можно рассказать «Сказку о весёлом язычке», ещё можно прочитать стихотворение о каждом упражнении:
«Улыбка»
Вот понравится лягушкам,
Тянем губы прямо к ушкам.
Потяну, и перестану
И ни сколько не устану.
«Лопаточка»
Язык лопаткой положи,
И под счёт его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять!
«Иголочка»
Маленького роста я,
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу.
«Часики»
Тик-так, тик-так.
Ходят часики вот так!
Как так? Вот так:
Тик-так, тик-так.
«Маляр»
Раз - два, раз - два,
И покрашена стена!
Тир - четыре, три - четыре,
Потолок мы побелили!
«Качели»
Вверх - вниз, вверх - вниз,
Ты качаться не ленись!
Выше вверх и ниже вниз,
Язычок, не торопись!
«Лошадка»
Ты, лошадка, хвост не прячь!
На тебе помчимся вскачь.
«Грибок»
Ты расти, расти грибок
Упирайся в потолок!
Нельзя говорить ребёнку, что он делает упражнение неверно - это может привести к отказу, выполнять движения. Надо показать ребёнку его достижения. (Видишь, Саша (Наташа), язык уже научился быть широким, обязательно твой язычок научится, и подниматься кверху и прятаться за зубки ...)
Артикуляционные упражнения (с картинками)
|