Конспект непосредственно образовательной деятельности
Возраст: старшая группа
«Уроки вежливости»
Цель: формирование умения анализировать свои поступки и поступки литературных героев, развивать связанную речь.
Задачи:
- помочь детям осознать, что истинно вежливый человек не только знает волшебные слова, но и всегда старается сделать приятное другим людям;
- приучать к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе;
- воспитывать любовь и уважение к окружающим людям.
Оборудование: серия сюжетных картин к рассказам «Просто старушка», «Доигрались!»
Ход занятия
1. Педагог. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о вежливости, хороших и плохих поступках людей. Все родители хотят, чтобы их дети выросли вежливыми. А кто из вас может объяснить, что значит быть вежливым?
Дети. Значит, быть внимательным к людям; говорить вежливые слова; заботиться о близких; уступать дорогу, когда идешь на встречу; уступать место девочкам и взрослым; благодарить за помощь; не грубить; стараться сделать приятное.
Педагог. Правильно. Быть вежливым, это не только говорить вежливые слова, но и стараться сделать приятное другим людям. Послушайте рассказ, который называется «Просто старушка» (чтение рассказа В. Осеевой).
По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
– Подержи мои книжки! – Крикнул мальчик, передавая девочке свой портфель, и бросился на помощь старушке.
Когда он вернулся, девочка спросила его:
– Это твоя бабушка?
– Нет, – Ответил мальчик.
– Мама?
– Нет!
– Ну, тётя? Или знакомая?
– Да нет же, нет! – ответил мальчик. – Это просто старушка.
(В. Осеева)
Почему старушка упала?
Дети: Потому что скользко, гололёд.
(Детям предлагается три иллюстрации к рассказу, которые необходимо расположить в нужной последовательности).
Педагог: Кому жалко бабушку? Кто хотел бы ей помочь? (Представьте, если бы вы оказались рядом с бабушкой, что вы сделали бы?)
Педагог: Какой мальчик? (Дети подбирают определения, рассуждают: хороший, внимательный, добрый, заботливый). Можно сказать отзывчивый, добродушный, добросердечный.
Какая девочка?
Дети: плохая, безразличная, невнимательная.)
Можно сказать равнодушная, бессердечная.
2. Педагог: А теперь послушайте рассказ, который называется «Доигрались»
Ребята сидят за столом. Они сделали бумажную лодочку. Мальчики схватили лодочку и стали тянуть каждый к себе. Оба мальчика упали, а лодочку разорвали.
- Почему рассказ называется «Доигрались?»
- Что произошло с лодочкой? Почему порвалась?
- Зачем каждый мальчик тянул в свою сторону?
- Можно назвать мальчиков жадными?
(Детям предлагается три иллюстрации к рассказу, которые необходимо расположить в нужной последовательности).
3. Педагог: Молодцы! А сейчас мы с вами отправимся в «Театр вежливости». Послушайте стихотворения:
Добрый день
Добрый день! - тебе сказали,
Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали -
Теплоты и доброты.
Пожалуйста.
Отменить, что ли, слово «пожалуйста»,
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становиться не уютно.
Здравствуйте.
- Здравствуйте, - ты скажешь человеку.
- Здравствуйте, - улыбнется он в ответ.
И, наверное, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
Спасибо.
За что мы говорим «Спасибо»
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы
Кому сказали сколько раз.
Будьте добры.
Будьте добры, - это я говорю по секрету.
Будьте добры - и не ждите за это конфету.
Будьте добры - без игры и во время игры.
Если сумеете, будьте скорее добры.
Какие вежливые слова вы здесь услышали?
Дети: Добрый день, пожалуйста, здравствуйте, спасибо, будьте добры.
Педагог: Когда мы говорим «Добрый день»? Когда говорим «пожалуйста»? и тд.
Итог занятия
Вежливые слова и добрые поступки действительно творят чудеса. Они делают людей во всем мире добрее. Я рада, что вы правильно поняли тему нашего занятия. Думаю, что волшебные слова вам очень пригодятся в вашей жизни.
|