Конспект интегрированной коррекционно-развивающей деятельности по трудовому воспитанию на тему «Инструменты».
Возраст: подготовительная логопедическая группа
Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация», «Труд»
Программные задачи
Обучающие:
- Обобщить, уточнить, расширить представления детей об инструментах.
- Учить детей отвечать на вопросы полными предложениями
- Упражнять в словообразовании существительных, творительного падежа
- Упражнять в образовании множественного числа существительных
- Накопить словарь по теме
- Актуализировать знания детей о пройденном материале
- Развивать монологическую речь
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, смекалку.
- Формировать у детей умение действовать по инструкции взрослого
- Развивать навык обобщения, анализа, сравнения
- Развивать пространственное представление
Воспитательные:
- Воспитывать в детях способности переключения внимания, вызвать интерес к теме.
- Формировать у детей уважительное отношение к труду.
- Прививать детям основные правила обращения с инструментами
- Формировать у детей трудолюбие посредством пословиц
Коррекционные:
- Развивать мелкую моторику рук
- Развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие
- Способствовать психологическому комфорту детей, получению положительных эмоций
Оборудование.
Игрушечные инструменты, чемодан для инструментов, указатель, дерево с листочками, ребус, флаг города, предметные картинки, макет человека мастер – ломастер, указка, фишки, природный материал для развития мелкой моторики.
Предварительная работа:
Чтение произведений: С. Маршак «Мастер - ломастер», «Каша из топора»; рассматривание инструментов; составление описательного рассказа; конструирование с деталями конструктора (с отверткой, ключом).
Формы работы
|
Содержание
|
Организационный момент
- настроить детей на занятие
|
– Вы любите слушать сказки? /Да/
– Почему? /Волшебство, чудеса… /
– Конечно, любите, потому что в сказках случаются удивительные вещи. Помните историю про Золушку, кто помог ей попасть на бал? /Добрая Фея, крестная/
– Кто мне скажет, что держала в руках Фея, когда творила чудеса? /Волшебную палочку/
– Волшебная палочка - это инструмент. И эта палочка сегодня у меня!
(Показ палочки, взмах)
– Вы что-нибудь заметили? Посмотрите вокруг /Письмо, конверт/
– Это приглашение в город мастеров (вскрывая конверт)
Что это? /Карта/.
(Рассматривая, уточняем путь. Отправляемся от цифры 1, находим дерево).
– Предлагаю взять с собой веселое настроение (улыбка), набраться сил (вдох носом, выдох ртом)
В путь отправляемся к дереву
|
Основной этап
Отгадывание загадок
- накопить словарь по теме «Инструменты»
- активизировать мыслительную деятельность детей
Задание «Ребус»
- активизировать мыслительную деятельность детей
- развивать мелкую моторику рук
- учить образовывать существительные в творительном падеже
Игра «дорога в мастерские»
- формировать умение ориентироваться в пространстве
- актуализировать знания детей о пройденной сказке
- воспитывать у детей уважительное отношение к труду
- прививать детям
основные правила обращения с инструментами
- формировать умение строить разные типы высказываний, соблюдая их структуру
Пальчиковая гимнастика:
- развивать мелкую моторик рук
- закреплять названия инструментов в стихотворной форме
Беседа об инструментах
- учить детей составлять описательный рассказ про инструменты
- развивать монологическую речь
Опрос
- учить детей отвечать на поставленный вопрос
- формировать умение отвечать полными ответами
- актуализировать знания детей о пословицах
- формировать у детей трудолюбие с помощью пословиц
Физкультминутка
(на координацию тела с движением)
- развивать внимание
-учить детей действовать по образцу, по словесной инструкции
Беседа о сказке «Каша из топора»
- развитие связной речи
- учить детей подмечать следственно-временные связи.
Прослушивание стихотворения
- развивать внимание
- закреплять знания детей об инструментах и их назначении
-учить детей образовывать существительные творительного падежа единственного числа
|
– А на дереве волшебные листочки, на каждом листочке спряталась загадка
(поочередно снимаем листочки и отгадываем загадку):
1 лист:
Всех на свете обшивает,
Что сошьет – не надевает /игла/
2 лист:
Толстый тонкого побьет, -
Тонкий что-нибудь прибьет /молоток и гвоздь/
3 лист:
У конька, у горбунка,
Деревянные бока.
У него из- под копыт
Стружка белая бежит /Рубанок/
4 лист:
Если видишь – я кружусь,
Это значит – я тружусь. /Дрель/
|
– Отправляемся по дороге к столу.
– Нас ждет задание – ребус:
Что мы видим? /плотник, столяр, мебель и вопросительный знак/
– Что это означает?
/плотнику, столяру, чтобы изготовить мебель, нужны инструменты/
– Выложите на столе из предложенного материала
(спички, семена тыквы) инструменты, которые нужны плотнику, столяру.
(дети выкладывают отвертку, рубанок, топор, пилу).
– Чем работает плотник? столяр? (топором, молотком и т.д.)
|
– С заданием справились, продолжаем путь.
Впереди необычный указатель,
– Что он означает?
/пойдешь налево - в лес попадешь, пойдешь направо – город найдешь/.
– Куда идем? /направо – в город/
/дорога приводит к городу/
– Что мы видим впереди? /город/
– Кто в нем живет? /инструменты/
– Как вы догадались? /на флаге нарисованы инструменты/
- Чтобы в город войти, инструмент назови.
Дети, перешагивая порог города, называют инструмент
/пила, топор, отвертка… /
Проходим по улице города
– Что вы видите? /мастерские/
– Но, кажется, они закрыты. Обращая внимание на мальчика
– Кто это? Он вам знаком? /да, это мастер - ломастер/
– Из какого произведения? /Самуила Маршака/
– Почему его так прозвали?
/не хотел учиться, все ломал, не доводил дело до конца, не умел пользоваться инструментом/.
Стоит чемодан с инструментом
– Вот почему инструменты покинули мастерские.
– Надо помочь ему? Но как?
/инструменты в мастерские вернуть/
– Инструменты – наши верные помощники, однако не действуют сами по себе. Оживают только в умелых руках.
Вспомним основные правила:
Дети:
Не брать без разрешения взрослых;
Не играть с острыми инструментами;
Не подходить близко, кто с ними работает.
– Как должно быть в мастерской?
|
У меня, как в мастерской,
Все, что нужно – под рукой
(Поочередно хлопки ладошками, кулачками)
Дрель, отвертка и пила,
И наперсток, и игла,
И топор, и два сверла,
Молоток и клещи.
(Поочередно загибая пальцы)
Мастер, не скучай на рабочем месте .
(Поочередно хлопки ладошками, кулачками )
|
(Обращая внимание на чемодан с инструментом)
– Откроем чемодан с инструментами и расскажем о них.
(Поочередно дети берут инструменты из чемодана, рассказывая о нем, возвращают в мастерскую инструмент)
Отвертка – это насаженный на рукоятку стальной стержень с наконечником, предназначенный для завинчивания винтов и шурупов. Отверткой пользуются слесари, мебельщики.
Клещи – это щипцы с загнутыми внутрь краями, предназначены для захватывания и зажима чего-либо. Клещами пользуются плотники, сапожники.
Наперсток – это металлический колпачок, который предохраняет пальцы от укола иголкой. Надевают его на средний палец. Наперстком пользуется портной.
Грабли – это насаженная на длинную рукоятку колодка с зубьями, предназначены для сгребания и рыхления. Грабли нужны садовнику.
Кисть – это прикрепленный к рукоятке пучок щетины, служащий для нанесения на какую – либо поверхность жидких материалов /краски, клея, лака/.
Молоток – это насаженный на рукоятку металлический брусок, предназначен для ударов почему-либо. Нужен молоток сапожнику.
Воспитатель, уточняя, проходит по мастерским.
|
Ответьте на вопросы:
– Какой нужен материал для работы? /дерево, ткань, земля, бумага, обувь/.
– Какой должен быть мастер? /трудолюбивый, умный, аккуратный/.
– Какой инструмент похож на балерину? /отвертка/
– Назовите громкий инструмент /молоток/
– У какого инструмента есть зубы, а хлеба не ест? /пила, ножовка/
– Объясните смысл русской народной поговорки: «Наступить два раза на одни и те же грабли» /говорят о человеке, который повторяет ошибки/
– Назовите пословицы о труде.
«Терпенье и труд все перетрут»,
«По труду и награда»,
«Дело мастера боится»,
«Труд не кнут, а человека подгоняет» и т. д. /
Учитель-логопед раздает фишки.
|
– Приглашаю поиграть, о наших помощниках всем рассказать:
«Две сестрицы – две руки
Рубят, строят, роют.
Рвут на грядке сорняки
И друг дружку моют.
Месят тесто в две руки
Левая и правая,
Воду моря и реки
Загребают, плавая».
|
– Не только в волшебном городе бывают чудеса, а где еще?
/в сказке/
– Из чего умудрился солдат сварить кашу? /из топора/
– Что он сначала положил в кастрюлю? Что добавил потом?
– Получилось сварить кашу?
/Да/
– А как у него так получилось? /понемногу круп собирал, обманул старуху/.
|
–Инструменты помогают не только мастерам, но и нам в домашних делах.
У жителей города или села
Всегда неотложные дома дела.
Работа везде по хозяйству найдется:
То кран потечет, то рубашка порвется.
То крепкий скворечник пора смастерить,
Шуруп завернуть и гвоздик забить
Разрезать бумагу, заштопать носок,
Покрасить окно, побелить потолок…
Немало у нас с урожаем хлопот!
Сначала придется вскопать огород,
Старательно комья земли разрыхлить,
Дрова нарубить и траву накосить.
Поэтому нам инструменты даны;
Они для различной работы нужны.
Скорей инструменты мы в руки возьмем
И действовать ими умело начнем!
Назовите инструменты, которые вы услышали в стихотворении
– Какими инструментами мы умеем пользоваться?
/ножницами, ключом, отверткой, граблями, иглой/.
|
Итог занятия
- подвести итоги занятия
- учить детей перечислять действия, которые они совершили за время занятия
|
Стихотворение
«Мы строим» С. Михалков
Хорошо, что есть на свете
Камень, глина и песок!
Хорошо, что есть на свете
Клещи, гвозди, молоток!
Нитки есть и есть лопата,
Можно шить и можно рыть!
Уважайте труд, ребята!
Приучайтесь труд любить!
– Ребята, что мы сегодня делали на занятии? Что вам запомнилось?
|
|