Это заготовки из магнитного винила с клеевым слоем. Я заказывала на Wildberries в формате 9х5см. Они есть разных форматов. Можно брать большими листами, легко нарезается обычными ножницами
Формировать умение образовывать относительные прилагательные от существительных единственного и множественного числа мужского, женского и среднего рода
Упражнять детей в подборе антонимов
Упражнять детей в образовании существительных суффиксальным способом
Учить детей называть составные части предмета
Формировать умение пользоваться картинкой-схемой
Закреплять умение детей строить грамматически правильные предложения
Коррекционно-развивающие:
Развивать внимание, мышление, воображение
Развивать слуховое восприятие, мелкую моторику рук
- побуждать детей к использованию распространенных предложений при ответах
- подвести детей к теме занятия
Начнём наше занятие с того, что каждый по цепочке назовёт, что сегодня ел на завтрак. Послушайте примеры ответов:
Я сегодня утром кушал кашу.
Сегодня на завтрак я пил чай с бутербродом.
(выслушать ответы детей, исправить ошибки в построении фразы)
Хорошо, кто-то завтракал дома, кто-то в детском саду. Главное – никто не остался голодным. А кто мне скажет, какой предмет нам нужен, чтобы выпить чай? (чайник/кружка).
Какой предмет нам нужен, чтобы съесть кашу? (тарелка/ложка)
Тарелка, ложка, кружка – это всё что? (посуда)
Сегодня поговорим с вами о разной посуде.
Основная часть
Загадки о предметах посуды
- активизировать знания детей по теме посуда
- развивать внимание, мышление, воображение
Проверим вашу смекалку, отгадайте загадки:
1. Если я пуста бываю, про тебя я забываю,
Но, когда несу еду – мимо рта я не пройду (Ложка)
Как вы догадались?
2. Новая посуда – вся в дырках (Дуршлаг)
(проговорить название предмета посуды, исправить ошибки в перестановке звуков).
3. Он пыхтит, как паровоз, важно кверху держит нос,
Что ей на спину положат, всё она тотчас изгложет (Тёрка)
Как вы догадались?
5. Ем столовой суп в обед,Чайной пробую десерт,
Дайте мне ещё немножко,Где моя большая …(Ложка)
Какие виды ложек вы услышали из загадки?
Упражнение «Какая бывает посуда?»
- формировать умение образовывать относительные прилагательные от существительных единственного и множественного числа мужского, женского и среднего рода
Из какого материала делают посуду?
– стакан из пластмассы какой? (пластмассовый)
– кружка из пластмассы какая? (пластмассовая)
– тарелки из пластмассы какие? (пластмассовые)
– чашка из фарфора…
– блюдце из фарфора…
– сервиз из фарфора…
– ложка из дерева…
– посуда из дерева…
– кувшин из глины…
– кружка из глины…
– блюдце из глины…
– кружка из железа…
– кастрюли из железа какие?
– дуршлаг из железа какой?
Мы с вами выяснили, что посуду делают из разных материалов: пластмассы, глины, железа и даже из дерева.
Экспериментирование «Как звучит посуда?»
- развивать слуховое восприятие
- дифференцировать понятия «звонкий», «глухой»
Все эти материалы издают разные звуки. Послушайте.
(Педагог постукивает карандашом по разной посуде: деревянная ложка, пластмассовая кружка, фарфоровая чашка, стеклянная тарелка, железная кружка. Вводятся понятия «звонкий звук», «глухой звук»).
А теперь закрывайте глаза, попробуйте угадать звук посуды, который вы услышите. Какой это звук: звонкий или глухой?
Молодцы, справились.
Упражнение
«Скажи наоборот»
- упражнять детей в подборе антонимов
Ребята, вся эта посуда чистая или грязная? (чистая).
Слова грязная, чистая имеют противоположные значения. Вы согласны? Поиграем в игру «Наоборот». Я буду называть слова с одним значением, а вы мне отвевайте с противоположным значением:
Чистая тарелка – грядная тарелка
Новая ложка – старая ложка
Мелкая чашка – глубокая чашка
Большая тарелка – маленькая тарелка
Широкое горлышко – узкое горлышко
Лёгкая сковорода – тяжёлая сковорода
Открытая сахарница – закрытая сахарница
Словесная игра «Каждому продукты своя посуда»
- упражнять детей в образовании существительных суффиксальным способом
Ребята, а для чего нужна сахарница? (Чтобы хранить сахар)
Значит, сахарница – это предмет, в котором хранят сахар. Верно?
Сейчас я буду называть вам продукты, а вы вспомните предметы посуды, в которых эти продукты хранятся или готовятся.
Соль – солонка
Масло – маслёнка
Салат – салатница
Хлеб – хлебница
Кофе – кофейник
Суп – супница
Сухари – сухарница
Конфеты – конфетница
Пальчиковая гимнастика «Посуда»
- закреплять в речи детей существительные, обозначающие предметы посуды
- развивать мелкую моторику рук
- воспитывать аккуратность и чувство порядка
Чтобы вы лучше запомнили эти предметы посуды, мы с вами немного поиграем с пальчиками. Повторяйте за мной слова и движения:
Девочка Иринка порядок наводила.
(показывают большой палец)
Девочка Иринка кукле говорила:
(поочерёдно соединяют большой палец с остальными)
«Салфетки должны быть в салфетнице,
Масло должно быть в маслёнке,
Хлебушек должен быть в хлебнице,
А соль? Ну, конечно, в солонке»
(Упражнение проводится 2-3 раза, правой и левой рукой)