Пятница, 2025-12-26, 9:17 PM
«Наше призвание — помогать детям!»
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Рабочие моменты
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Обратная связь
Ребята пробовали устроить настоящий "Листопад" из осенних листьев (липа, дуб, берёза, клён)

Это заготовки из магнитного винила с клеевым слоем. Я заказывала на Wildberries в формате 9х5см. Они есть разных форматов. Можно брать большими листами, легко нарезается обычными ножницами

Мягкие зелёные губки и твёрдые синие кубики — ловко придумано. Подключили тактильные ощущения. Наверняка ребятам нравится с ними работать!

Да, дети часто делают ошибки в окончаниях прилагательных. Полезная игра

Знакомые картинки! И понятное описание. Удобно вы оформили

На картон приклеены магниты? Оригинально! Где такие можно найти?

На что ребята так усердно дуют? biggrin


Здорово! Все слова легкие для того, чтобы ребёнок сам мог их напечатать. Плюс ориентировка в пространстве

Воспроизводить голоса птиц — это вы интересно придумали!

Главная » Статьи » Методические разработки

Особенности формирования предметного словаря посредством игр и упражнений

Работая над развитием словаря у дошкольников мною было сделано заключение о целесообразности углубленного использования различных игр и упражнений, способствующих наиболее лучшему осознанию закреплению словарного запаса.
Анализируя эффективность игр и упражнений на формирование словаря детей, следует выделить, в первую очередь, дидактические игры. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра служит одним из основных средств развития речи детей. Она помогает усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической игры повышает интерес детей к речи, сосредотачивает внимание.
Характерная особенность дидактической игры – связь учебных элементов с элементами игры. Дети должны всегда чувствовать, что они играют, а не учатся.
Дидактические игры подразделяются на игры с предметами, настольно – печатные, словесные.
Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы, объекты природы. Игры с предметами дают возможность расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции, совершенствовать речь, воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.
Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определённые роли, например продавца или покупателя и т. д. Играя, ребенок ведет диалог с другими детьми, тем самым активизирует свои знания по определенной лексической теме (Например, «Посуда», «Профессии», «Продукты» и тд.). Игры-инсценировки помогают уточнить представления детей о значении слов. Педагог в процессе игры вводит всё новые слова, ребенок непроизвольно их запоминает и уже знает их назначение, исходя из игровой ситуации.
Другим видом дидактических игр являются настольно-печатные игры, которые разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. К данному виду относятся различные типы лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, складные кубики и т. п.
Третий вид дидактических игр – словесные игры. Они отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность.

В своей практике использую все виды дидактических игр. Подбор речевого и дидактического материала для проведения игр на занятиях осуществляется с учетом возрастных особенностей детей, опирается на непосредственную связь с лексической темой занятия.
Помимо дидактических игр на фронтальных и индивидуальных занятиях активно использую двигательные упражнения. Это такие виды взаимодействия с детьми как: физкультминутки, динамические паузы, игры-сказки, связанные с развитием мелкой моторики, пальчиковые игры. Подбор двигательных игр и упражнений также осуществляется с опорой на лексическую тему.
Физкультминутка, как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снижения напряжения и утомляемости. Мы вместе с воспитателями использовали традиционные физкультминутки в сочетании движений с речью детей. Для этого необходимо составить для каждого из упражнений наиболее подходящий по смыслу стихотворный текст. Такая форма подачи речевого материала положительно влияет на слуховое восприятие, способствует запоминанию текста, расширению словаря.
Двигательные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом, поэтому их стимулирование путем совершенствования точных движений руки и пальцев оказывает положительное действие на развитие речи.

В работе над формированием предметного словаря широко используются загадки. Дети учатся быть внимательными, запоминают характерные признаки предметов.
На занятиях по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи проводится большая работа по активизации и совершенствованию словаря, пониманию речи, формированию умения выделять части предмета.
В процессе усвоения предметного словаря на основе предметно-графических схем дети продолжают знакомиться с различными способами словообразования (Например, суффиксальный - для имен существительных.) У них развиваются навыки образования нового слова из двух частей («гриб + ник»).
Привлекая внимание к общности корневой части среди цепочки родственных слов («сад - садовник»), можно сформировать представления о системе словообразовательных связей («сад - садик - садовник»). Одновременно дети учатся понимать обобщенное значение слова.
Необходимым условием уточнения и расширения предметного словаря является практическое усвоение распространенных случаев многозначности слов. Каждое занятие имеет свою тему, которая содержит соответствующие сведения и предусматривает постепенное уточнение словаря и его систематизацию на основе наблюдений и логических приемов сравнения, анализа, синтеза, обобщения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование игр и упражнений является неотъемлемой частью обучении детей старшего дошкольного возраста. Практическое усвоение значений слов помогает детям систематизировать знания в той или иной лексической теме.
Из опыта работы следует сделать вывод, что формирование предметного словаря детей обязательно совместная работа с воспитателями и родителями. Наиболее сложно всегда объяснить родителям особенности речевого развития детей и их роли в этом. Для консультирования родителей мною был разработан цикл консультаций и совместных игр и упражнений: родитель+ребенок, принесший эффект ускорения расширения словаря и взаимопонимания между родителями, детьми и педагогами.

 

Категория: Методические разработки | Добавил: bronskova (2015-05-29)
Просмотров: 345
Всего комментариев: 0
avatar
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
Полезные сайты
  • Сайт МБДОУ №72 г.Орла
  • Актуальный сайт МБДОУ №72 г.Орла
  • Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
  • Тэги материалов
    Поиск
    Copyright bronskova.ucoz.com � 2025