Четверг, 2025-01-09, 11:24 PM
«Наше призвание — помогать детям!»
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Рабочие моменты
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Обратная связь
Ребята пробовали устроить настоящий "Листопад" из осенних листьев (липа, дуб, берёза, клён)

Это заготовки из магнитного винила с клеевым слоем. Я заказывала на Wildberries в формате 9х5см. Они есть разных форматов. Можно брать большими листами, легко нарезается обычными ножницами

Мягкие зелёные губки и твёрдые синие кубики — ловко придумано. Подключили тактильные ощущения. Наверняка ребятам нравится с ними работать!

Да, дети часто делают ошибки в окончаниях прилагательных. Полезная игра

Знакомые картинки! И понятное описание. Удобно вы оформили

На картон приклеены магниты? Оригинально! Где такие можно найти?

На что ребята так усердно дуют? biggrin


Здорово! Все слова легкие для того, чтобы ребёнок сам мог их напечатать. Плюс ориентировка в пространстве

Воспроизводить голоса птиц — это вы интересно придумали!

Главная » Статьи » Педагогам

Использование зрительных символов при формировании звукового анализа

     При обучении детей с общим недоразвитием речи важное место отводится работе по формированию фонематического восприятия и навыков звукового анализа, что положительно сказывается на всех компонентов речевой системы. Фонематаческое восприятие — это способность к различению звуков для их устного воспроизведения, а звуковой анализ — способность различать то же самое с целью воспроизвести звуки на письме.
     У детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи овладение звуковым анализом и синтезом затруднено. При восприятии гласных звуков дополнительно к слуховой предлагаем зрительную опору. Такой опорой являются зрительные символы - геометрические формы, внешний вид которых напоминает очертания губ при артикуляции соответствующего гласного звука. Например, звук «у» - обозначается маленьким кружочком, звук «а» - большим кругом, «о» - овалом, вытянутым по вертикали, звук «и» - прямоугольником, расположенным горизонтально, звук «ы» - нижней половинкой круга (звук «э» не включён в программу первого года обучения). 

     Впервые методика и результаты использования зрительной символики были опубликованы Ткаченко Т.А. в статье «Об использовании зрительных символов при формировании навыков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи» (журнал «Дефектология», № 6, 1985).
     Все зрительные символы делаются из плотного картона одного цвета, чтобы внимание детей было направлено только на их форму. Цвет фигур - красный соответственно символике, традиционно используемой для гласных звуков в добуквенный период обучения грамоте.

     Таким образом, при знакомстве с каждым гласным звуком дети получают как бы двойную опору для восприятия: слуховую и зрительную, причем такую зрительную, которая в отличии от буквы легко и быстро запоминается, помогает моментально воспроизвести звук и, следовательно, значительно облегчает овладение звуковым анализом.
     Дети очень любят заниматься на занятиях используя различную символику (условные обозначения, схемы, жестовые и зрительные символы и другие), к которой на определенном этапе обучения добавляется буква. Практика подтверждает, что использование символики эффективно. Так, например, использование зрительных символов звуков дает возможность детям уже в старшей группе "читать" слоги и маленькие слова, а с моей стороны контролировать правильность фонематического восприятия детьми звуков и звукосочетаний.
     Чтобы выкладывание схем не превратилось в однотипное занудное занятие, можно использовать различные

игры со звуковыми символами:  

Игра «Прочитай, не ошибись»

Цель: научить анализировать сочетания из двух и трёх гласных звуков. Перед детьми на наборном полотне выкладывается по два, а затем по три символа в ряд. Дети произносят (хором и по одному) сочетания звуков с опорой на их заменители: уи, ау, ауо, оуи и т.д. Детей спрашивают: Сколько звуков ты сказал? Какой первый звук? Второй? Третий?

Игра «Сосчитай и отложи»

Цель: научить анализировать и воспроизводить в заданном порядке звукосочетания (т. е. синтезировать задаваемые звуки). У каждого ребёнка на столе по 4 символа. Эти изображения звуков а, у, и, о. Воспитатель произносит сочетания из двух, трёх, затем четырёх указанных звуков. Например, ао, аоу, ауои и т.д. Дети должны на слух определить количество и последовательность произнесённых звуков и выложить на столах в ряд соответствующие символы. Затем спрашивают детей. Сколько звуков я сказала? Повтори их. Какой 1-й звук? 2-й? 3-й? Какой последний звук? Что получится, если соединить звуки «а» и «у»? «О» и «а»? (дети, глядя на символы произносят сочетания). Первый звук «и», второй «а», третий «у». - Что получится? Выложите на столах и «прочитайте». И т.д.

Игра «Подними фигурку»

Цель: упражнять детей в выделении трёх гласных звуков из потока гласных и согласных звуков; развивать внимание и память. У детей на столах заменители звуков а,у,и. Воспитатель медленно произносит гласные и согласные звуки: и-о-а-к-п-и-о-р-у-и-о-м-и и т.д. Дети поднимают соответствующие фигуры, услышав какой-либо из трёх, представленных заменителями звуков. Следует отметить, что без опоры на символы дети в этих условиях не могут выделять даже два звука.

Игра «Разложи картинки»

Цель: научить детей дифференцировать звуки «а» и «у» в начале слова. На столе картинки с изображением предметов, названия которых начинаются со звуков «а», «у» (аист, утка, утюг и т.д.) Звуки в словах стоят в ударной и безударной позиции. На наборном полотне выставляются слева заменитель звука «а», справа – звука «у» (большой и маленький кружки). Дети берут картинку, произносят соответствующее слово и ставят картинку на полотно справа или слева, в зависимости от начального звука в слове. Подобным образом происходит обучение дифференциации и звуков «а-и», «и-у», «у-о», находящихся в начале слов. Впоследствии можно упражнять в различении трёх звуков, например «а-у-и», что без зрительных символов детям удаётся с большим трудом.

Игра «Выбери картинки»

Цель: развивать память и внимание, научить выделять гласный звук из начала слов. На наборном полотне выставляются картинки (10-15 штук) с изображением предметов, в названии которых начальные звуки «а, у, и, о». Даётся задание: выбрать с полотна картинки с предметами, названия которых начинаются на «а» и «у». А затем вызываются двое детей и им даются в руки зрительные символы названных звуков: одному большой круг, другому маленький. Дети, постоянно контролируя своё слуховое восприятие с помощью зрительной опоры, выполняют задание. После того, как картинки отобраны, каждый из отвечающих ставит на полотно звуковой символ, имеющийся у него, и называет все картинки, выделяя голосом первый звук в словах. Остальные дети контролируют правильность ответов. Отметим, что подобное задание без заменителей звуков дети выполнять не в состоянии, так как быстро забывают, какой звук они должны искать в начале слова.

Игра «Повтори за мной»

Цель: развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие, упражнять в воспроизведении слоговых рядов, состоящих из трёх и четырёх слогов. Произносится слоговой ряд с легко произносимыми согласными звуками, например: то-ту-та. Одновременно выставляются на полотне в ряд символы произнесённых слогообразующих гласных «о-у-а». Затем просят повторить детей слоговой ряд. Воспроизведение слоговых рядов при помощи заменителей позволяет детям удерживать в памяти и воспроизводить до 4-5 слогов. Причём у детей это не вызывает трудностей, а занятия проходят живо, интересно и дают большой обучающий эффект.

Игра «Что я пропустила?»

Цель: упражнять в анализе звукового состава слова. У детей на столах заменители звуков «у,и,а,о». Воспитатель обращается к детям: «Ребята, послушайте, как говорит Незнайка. Он пропускает первый звук в своих словах. Давайте перехитрим его и отгадаем этот звук». Четко, сохраняя ударение, произносятся примерно такие сочетания звуков: -тка, -голка, -слик, -грушки и т.д. Дети поднимают соответствующие символы и произносят каждое слово целиком, называя первый звук. После того, как дети овладели умением выделять первый и последний звук в словах, научились анализировать обратный слог типа ак, ут, можно переходить к выделению гласного звука из положения после согласного в односложных словах типа мак, сок. Вот вариант одной из игр на эту тему.

Игра «Что в середине слова?»

Цель: учить детей выделять гласный звук в середине односложных слов. На наборном полотне выставляются картинки, на которых изображены сыр, мак, кот, кит и т.д. Здесь же на нижней полоске наборного полотна выставлены символы звуков «а, у, и, о» (по три штуки на каждый звук). Вызванный ребёнок громко произносит каждое слово, выделяя голосом каждый звук, затем находит нужный символ и ставит его под картинкой. Далее картинки меняются, и работа продолжается до тех пор, пока самые слабые дети не научатся справляться с заданием.

Игра «Какой звук спрятался в слове?»

Цель: учить детей находить гласный звук в середине односложных слов. У детей на столах символы звуков «а, у, и, о». Даётся задание: внимательно слушать слова и искать, какой звук «спрятался» в середине слова. Затем медленно, выделяя голосом гласный звук, произносит слова: сок, мир, кот и т.д. Дети поднимают соответствующий символ после каждого слов. Опыт позволяет утверждать, что данные приёмы при обучении звуковому анализу детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи дают возможность добиться прочного усвоения полученных знаний.

Литература:
1. Ткаченко. Т.А. Формирование звукового анализа и синтеза. - М.: Гном и Д, 2005. - 48 с. - (Практическая логопедия)
2. Ткаченко Т.А. Подготовка дошкольников к чтению и письму : фонетическая символика : пособие для логопеда / Т.А. Ткаченко. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 34 с., 16 с. ил. — (Библиотека логопеда)

Категория: Педагогам | Добавил: bronskova (2015-06-10)
Просмотров: 1562 | Теги: Звуко-буквенный анализ, игры и упражнения, изучаем звуки
Всего комментариев: 0
avatar
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
Полезные сайты
  • Сайт МБДОУ №72 г.Орла
  • Актуальный сайт МБДОУ №72 г.Орла
  • Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
  • Тэги материалов
    Поиск
    Copyright bronskova.ucoz.com � 2025