Четверг, 2025-01-09, 1:18 PM
«Наше призвание — помогать детям!»
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Рабочие моменты
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Обратная связь
Ребята пробовали устроить настоящий "Листопад" из осенних листьев (липа, дуб, берёза, клён)

Это заготовки из магнитного винила с клеевым слоем. Я заказывала на Wildberries в формате 9х5см. Они есть разных форматов. Можно брать большими листами, легко нарезается обычными ножницами

Мягкие зелёные губки и твёрдые синие кубики — ловко придумано. Подключили тактильные ощущения. Наверняка ребятам нравится с ними работать!

Да, дети часто делают ошибки в окончаниях прилагательных. Полезная игра

Знакомые картинки! И понятное описание. Удобно вы оформили

На картон приклеены магниты? Оригинально! Где такие можно найти?

На что ребята так усердно дуют? biggrin


Здорово! Все слова легкие для того, чтобы ребёнок сам мог их напечатать. Плюс ориентировка в пространстве

Воспроизводить голоса птиц — это вы интересно придумали!

Главная » Статьи » Педагогам

Работа над словарем. Синонимы

     Бедность словаря детей, имеющих те или иные речевые недостатки, общеизвестна. Преодолевать её надо любыми способами, но опыт свидетельствует: наилучших результатов легче всего добиться играя или рассказывая сказки.
Сказка "Мышиные проделки".
     В маленьком городе, на тихой улочке, в уютном деревянном доме на книжной полке жил-был старый-престарый словарь-книга, где собраны все-все слова, какие только есть в языке.
     Но повадились мыши грызть в словаре страницы: что ни день ,то какое-нибудь слово пропадет, причём само слово пропадает, а его описание остаётся. Глотая слова, мыши надеялись научиться говорить. Но напрасно: почти все слова исчезли, но никто из мышиного племени так и не заговорил.
     Словарём этим пользовался старик - Архивариус, с памятью у него плохо: события давно минувших дней помнил, а вот отдельные слова забыл, поэтому словарём ему приходилось пользоваться очень часто. А как теперь? Там что ни слово то дырка.
     Давайте поможем старику восстановить слова по описанию!
   
Далее логопед даёт лексические значения слов синонимического ряда, а дети подбирают известные им синонимы. Необязательно давать сразу много слов-понятий на одном занятии, достаточно выстроить два-три синонимических ряда, подбирая слова, подходящие к теме и насыщенные отрабатываемыми звуками. Помимо подбора лов, дети составляют с ними предложения, а логопед обращает их внимание на оттенки в значении отдельных слов синонимического ряда.
     Далее даются синонимические ряды существительных, глаголов и прилагательных, которые можно использовать на занятиях.

  1. Человек, который терпит постоянную нужду и лишения, голодает. (бедняк, нищий, безработный, бездомный, голодающий, беженец)
  2. Сильно, ярко светит, бросается в глаза (блестит, сверкает, сияет, искрится)
  3. Человек, который служит в армии, воюет, защищает кого-то или что-то (боец, солдат, воин, военный, защитник)
  4. Как можно сказать о предмете, имеющим значительную величину, размер? (большой, огромный, громадный, гигантский)
  5. Когда человек испытывает страх, что он делает? (боится, страшится, трусит, пугается, опасается, робит, дрожит от страха, трясется от страха)
  6. Что делает человек, когда быстрым, резким движением перемещает куда – нибудь какой – нибудь предмет? (бросает, швыряет, кидает)
  7. Как называется сильный, разрушительный ветер? (Буря, ураган, шторм, тайфун) 
  8. Женщина, которая обладает сверхъестественной силой и творит чудеса. (Волшебница, колдунья, чародейка, фея, ведьма)
  9. Как можно сказать о нагретом, очень теплом предмете, излучающем жар? (Горячий, жаркий, жгучий, обжигающий, знойный, раскаленный) 
  10. Как говорят о человеке, который всё выполняет с большой скоростью? (Быстрый, проворный, торопливый, стремительный, молниеносный) 
  11. Как иначе называются маленькие дети? (Ребята, детвора, ребятишки, малыши, малютки) 
  12. Что доставляет людям веселье? (Забава, потеха, развлечение, увеселение) 
  13. Как сказать о том, кто имеет густую, беспорядочно растущую шерсть или волосы? (Косматый, лохматый, мохнатый)
  14. Как сказать о человеке привлекательном, нравящемся своим внешним видом? (Красивый, прекрасный, пригожий, прелестный, хороший) 
  15. Говорить очень громко. (Кричать, орать, вопить, галдеть, голосить) 
  16. Человек тихий, мягкосердечный. (Добрый, добродушный, мягкий, смирный, кроткий) 
  17. Кто – то или что – то движется по кругу. (Кружится, вьется, вертится, крутится, вращается) 
  18. Снежная буря. (Метель, буран, вьюга, пурга) 
  19. Крайне неблагоприятное стечение обстоятельств, злой рок. (Беда, несчастье, бедствие, невезение, напасть, катастрофа, горе)
  20. Небольшой по размерам предмет. (Маленький, крошечный, мелкий) 
  21. Несуразный в движениях. (Неловкий, неуклюжий, неповоротливый, нескладный)
  22. Что можно сказать о плохой погоде? (Пасмурная, хмурая, облачная, непогожая, дождливая, холодная) 
  23. Когда человеку невесело, какой он? (Грустный, печальный, унылый, горестный) 
  24. Проливать слезы от боли и горя. (Плакать, реветь, рыдать)
  25. Добиться победы или успеха в борьбе с кем – нибудь или чем – нибудь. (Победить, одолеть, побороть, осилить, сломить, преодолеть, пересилить, взять верх, одержать победу, справиться) 
  26. Действие, происходящее в театре или в цирке. (Спектакль, представление, зрелище)
  27. Что – то мешающее. (Препятствие, преграда, помеха) 
  28. Человек, на которого можно опереться, положиться, которому можно доверять. (Твердый, крепкий, надежный, незыблемый)
  29. Воздействовать на кого – то страхом. (Пугать, страшить, грозить)
  30. Человек, совершающий путешествие, странствующий. (Путешественник, турист, странник, ходок)
  31. Усилия, направленные на создание чего – нибудь. (Работа, труд, дело, занятие, служба, бизнес)
  32. Вести разговор. (Разговаривать, говорить, беседовать, толковать, болтать)
  33. Приводить человека в хорошее настроение, привлекая его внимание чем – нибудь интересным, веселым. (Развлекать, забавлять, занимать, веселить, тешить, потешать)
  34. Намеренно всё портить и ломать. (Разрушать, рушить, крушить, громить)
  35. Мальчик или девочка в раннем возрасте. (Ребенок, дитя, младенец, чадо, малыш)
  36. Струя подземной воды, вырывающаяся на поверхность земли. (Родник, ключ, источник)
  37. Люди, соединенные кровными узами. (Семья, родня, родственники, сородичи, фамилия, семейство)
  38. Отличающийся богатой отделкой и убранством. (Роскошный, богатый, великолепный, дорогой, пышный)
  39. Не испытывающий страха, преодолевающий любые трудности. (Смелый, бесстрашный, храбрый, неустрашимый, отважный, удалой, лихой)
  40. История, которая забавляет, вызывает смех, веселит. (Смешная, забавная, комичная, потешная, юмористическая, смехотворная, уморительная)
  41. Тот, кто вызывает смех, заставляет смеяться. (Весельчак, шутник, юморист, шут, комик, петрушка)
  42. Состояние тревоги и беспокойства перед грозящей опасностью. (Страх, боязнь, испуг, ужас, жуть)
  43. Заключающий тайну, неразгаданный. (Тайный, таинственный, секретный, загадочный, потаенный, потайной, чудесный)
  44. Отсутствие света. (Темнота, мрак, темень, тьма, потемки)
  45. Требующий большого труда. Больших усилий. (Трудный, непосильный, тяжкий, тяжелый, тягостный)
  46. Отсутствие звуков. (Тишина, безмолвие, молчание, тишь, затишье)
  47. Обладающий умом. (Умный, понятливый, толковый, смышленный, разумный, головастый, башковитый)
  48. Нанести удар. (Ударить, стукнуть, двинуть, треснуть)
  49. Хороший результат. (Успех, достижение, удача, победа)
  50. Испытать упадок после работы. (Устать, измучиться, утомиться, замотаться)
  51. Человек, занимающийся обучением или воспитанием. (Учитель, преподаватель, педагог, наставник, воспитатель)
  52. Маленький дом. (Хижина, лачуга, домишко, хибарка)
Категория: Педагогам | Добавил: bronskova (2015-07-21)
Просмотров: 387 | Теги: синонимы, словарь
Всего комментариев: 0
avatar
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
Полезные сайты
  • Сайт МБДОУ №72 г.Орла
  • Актуальный сайт МБДОУ №72 г.Орла
  • Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
  • Тэги материалов
    Поиск
    Copyright bronskova.ucoz.com � 2025